_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

Байкал 2011. Дневник похода. Часть 2.



31 июля 2011 года. Воскресенье. 18-й день похода.
Остров Ольхон.Н.п.Узуры - мыс Хобой.
По случаю воскресенья, проснулся поздно, около девяти часов утра. Погода вполне приемлемая, солнечно, но сильный порывистый ветер. Пока писал дневник, проснулась Татьяна. Я развожу между камней костер, Татьяна отправляется за водой. Кипятим воду, разводим картофельное пюре, на закуску чай. Это весь наш завтрак.
     Только начали собираться, неподалеку от нас остановился микроавтобус. Познакомились с водителем. За рулем - Иван Гуров, руководитель группы собаководов из Иркутска, которые пешком вместе со своими питомцами путешествуют по Ольхону. Сама группа в пути, а микроавтобус с вещами это передовой отряд, который прибыл для поиска места стоянки. Всего в группе 16 человек и много собак. Один пинчер, пять Хаски, один Доберман, два черных Терьера, два Маломута, монгольская сторожевая и т.д. (всех не запомнил). При движении ездовые собаки тянут тележки, хозяева идут налегке рядом, иногда помогая им, маленькие собачки на руках хозяев. На стоянках, столь разношерстную компанию, держат в привязанном состоянии на некотором удалении друг от друга.
     Немного пообщавшись, мы в 12:30 вышли в путь, передав костер и стоянку в распоряжение собаководов.
     Наши рюкзаки значительно потяжелели, т.к. к основному весу несем дополнительно еще 7 литров воды.
     Сразу выходим на затяжной подъем, идем мимо брошенного жилого дома и фермы. Дорога медленно выводит нас на крутой обрывистый восточный берег Ольхона. На нем нет пологих спусков и песчаных пляжей. Только скалы, обрывы и осыпи. С высокого берега открывается завораживающая панорама на Большое море Байкала и самую высокую точку острова Ольхон - гору Жима (1200м). На противоположном берегу Байкала видены очертания полуострова Святой Нос.
     В 18:15 подошли к мысу Шунтэ-Левый. Нам повезло, на мысу мы одни, туристов уже нет. «Шунтэ» (правильнее «шэнэтэ») по-бурятски значит «лиственница». По берегам мыса действительно не растет других деревьев, кроме лиственницы.
     Мыс Шунтэ-Левый - это одно из красивых мест Байкала. Одна из скал мыса со стороны моря покрыта ярко-красным лишайником. Берег вогнутый, поэтому видно почти отвесные стены гор, обрывающиеся к воде, наверху покрытые маленькими лиственницами.
     Главная точка Шунтэ - это выветренная красная скала, выдающаяся далеко вглубь моря и образующая как бы естественную лестницу, к увенчанной двумя каменными рогами, смотровой площадке.
     Еще одно неофициальное название Шунтэ-Левого -мыс Любви. Согласно легенде, если у супружеской пары долгое время не было детей, для них ставили юрту на одну ночь прямо на мысу, и проблемы бесплодия после этого решались благополучно.
     Как гласит современное предание, если вы хотите, чтобы у вас родился мальчик, то вам на левую вершину, если хотите девочку, то на правую. Если хотите найти любимого человека, то по центру. Нужно оставить монетку на камне и бросить в воду камешек.
     После мыса Шунтэ-Левый по крутому подъему выходим на основную дорогу и преодолевая еще несколько подъемов выходим на последний перевал перед мысом Хобой. С перевала взору открывается удивительное творение природы: изогнувшись, как греющееся на солнце фантастическое животное, внизу лежит мыс Хобой, развернув свой каменный гребень так, что становится ясно - дальше пути нет. Впереди только синева Байкала и далекий-далекий восточный берег. Фантастика!
     Снимаем рюкзаки, я иду вниз к мысу на разведку. Заходящее солнце освещает западную часть мыса. Внизу есть несколько мест пригодных для стоянки, но я понимаю завтра здесь будет столпотворение туристов. Есть оборудованные лавочками и скамейками места для стоянок в заросшем лесом распадке по восточному берегу, но это значительная потеря высоты и кроме того полное отсутствие обзора.
По этим причинам мы решаем подойти с перевала без потери высоты немного ближе к мысу и даже чуть поднявшись выше устроить лагерь на склоне. Найдя небольшую площадку с минимальным уклоном, мы ставим палатку. Палатка ориентирована входом на запад, обзор великолепный: мыс Хобой, Малое Море, закат солнца.
     Свое название Хобой получил за самую выдающуюся часть мыса - плоскую каменную плиту, формой напоминающую клык зверя (хобой по-бурятски - клык). У Хобоя есть еще один лик, увидеть его можно летом с воды или зимой со льда: южный край «клыка» сбоку напоминает женский профиль и зовется скала Дева. В настоящее время мысу присвоен статус ландшафтного памятника природы.

     

      Мыс Хобой, это образно говоря, ключевая или вершинная точка нашего похода и мне было приятно осознавать, что мы достигли цели, и тем не менее было немного грустно, т.к. главное уже позади, а впереди уже начинается дорога домой. За ужином мы достойным образом отметили это событие.
     Костер мы не разводили, ужин готовили на газовой горелке. Солнце зашло в 21:30, сразу же потянуло холодом. Мы легли спать. Ночью палатку изрядно трепал ветер.
     За день пройдено 14,3 км. Средняя скорость движения 3,8 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за восемь дней 87,43 км.


            

1 августа 2011 года. Понедельник. 19-й день похода.
Остров Ольхон. Мыс Хобой - мыс Саган-Хушун.
Проснулся в 8:30. Погода солнечная, ветер умеренный. Воды, как мы не экономили, осталось 2 литра. Это очень мало. Забираю пустые бутылки и в девять часов отправляюсь искать спуск в воде. Татьяна уже не спит, сверху наблюдает за мной. Наверное волнуется!
Спускаюсь в распадок к лесу. В лесу иду по крайней к западному берегу дороге и осматриваю каждую тропинку уходящую вправо к берегу, чтобы не пропустить нужную. Здесь много хороших стоянок со столами, лавками, оборудованными кострищами. На некоторых стоянках даже имеются дрова. По каждой отходящей вправо тропинке прохожу до конца, иногда тропинки заканчиваются стоянками, иногда отхожими местами, иногда просто теряются в лесу. В самом низу распадка нашлась нужная тропа, проходя через заросли кустарника она вывела меня на крутой берег. Начало этой тропы (возле дороги) я отметил в навигаторе маршрутной точкой. Вот ее географические координаты: N 53 24,268 E 107 46,610, высота 599 метров. Отметка уровня воды в Байкале 460 метров, значит мне предстоит спуститься от этой точки на 139 метров.
     С отметки 532 метра, на последнем самом крутом участке, тропа между деревьями вьется
серпантином. Спуск по высоте на 72 метра. Горизонтальная проекция пути 117 метров, следовательно средний уклон 61,5см на 1 метр. В сухую походу и при наличии соответствующей обуви, тропа особой сложности не представляет. На спуск затрачиваю 15 минут. В самом низу при выходе на берег обрыв, высотой метра полтора, но под ним горкой сложены камни. Спускаюсь на каменистый берег набираю три бутылки по 1,5л и две бутылки по 1л. Складываю их в сумку от палатки, на плечо и вверх. Подъем занял чуть больше времени - 20 минут. В 10:40 я уже в лагере. Лагерь наш стоит на отметке 621 метр, значит в общей сложности я спустился и поднялся на 160 метров.
     На завтрак рис и чай. Готовим на газовой горелке. В 11 часов прибыла первая "буханочка" с туристами и потом еще мы насчитали около 20-ти машин. Получается, что одновременно на мысе находятся около двухсот человек. В 11:30 мы завтракаем и наблюдаем сверху эту картину. К нам наверх забираются несколько дотошных фотографов, но основная масса людей внизу.
     Но рано или поздно надо двигаться дальше. Не спеша сворачиваем лагерь и выходим в 13:30. Перед выходом установил в фотоаппарат последний аккумулятор. Идем попутными дорогами вдоль западного берега Ольхона. Здесь мы еще не были. Берега обрывистые, крутые, со скальными выходами. Сделал много снимков. Погода прекрасная, солнечно, небольшой ветерок. Идти приятно, дорога в основном под уклон. Прошли мыс Саган-Хушун.
     Мыс Саган-Хушун находится на западном побережье острова Ольхон, в пяти километрах юго-западнее мыса Хобой. Мыс имеет статус памятника природы. Саган-Хушун представляет собой протяженный беломраморный скальный массив, отвесно обрывающийся в Байкал - именно так мыс выглядит с воды.
     Совершенно другая картина предстает перед глазами с суши: Саган-Хушун распадается на целый ансамбль скал, почти до неузнаваемости меняя внешний вид в зависимости от перспективы. Протяженность мыса около одного километра, скалы покрыты пятнами красного лишайника, великолепно контрастирующего со светлыми утесами.
     Название «Саган-Хушун» произошло от бурятского «Белый Мыс». Одна из групп скал в южной части мыса Саган-Хушун называется Три Брата. Из интернета нам было известно, что здесь по едва заметной тропе можно опуститься на берег, т.е. это одно из редких мест в северной части острова, где имеется спуск к воде. Но мы не проверяли.
     На ночлег остановились рано, в 17:36, в полутора километрах южнее мыса Саган-Хушун в небольшом лесочке. Загораем на солнышке, отдыхаем и расслабляемся. Дров много, на ужин - макароны с тушенкой от пуза (праздник души и живота), т.к. нужно подъедать оставшиеся продукты. Я съел три миски макарон. А когда я ем, как сказал кто-то из великих: я глух и нем, хитёр и быстр, и дьявольски умён. На радостях допили последнюю водку. Надо бы сходить за дровами, но матушка Лень зовет... и я отправляюсь спать! На часах 22:00.
     За день пройдено 9,56 км. Средняя скорость движения 3,8 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за девять дней 96,99 км.


            

2 августа 2011 года. Вторник. 20-й день похода.
Остров Ольхон. Мыс Саган-Хушун - н.п.Песчанка.
Утром погода ясная, на небе ни облачка. Пока Татьяна спит, сходил набрал воды. Тропинку-спуск я заметил еще вчера вечером, когда ходил за хворостом. Географические координаты начала тропинки N 53 22,919 E 107 43,098, высота 497 метров. Подъем не велик, всего 37 метров. Туда и обратно от стоянки всего 800 метров. Тропа вполне проходимая. Когда я принес воды, Татьяна еще спала. Костер с вечера еще горячий. Развожу огонь, кипятим воду. Сегодня на завтрак картофельное пюре с остатками тушенки и чай. Выходим сравнительно рано около 11 часов. Сегодня ожидается трудный день, нужно дойти до н.п.Песчанки, а это более 15 километров.
     Идем в основном по дороге, которая петляет по горам, то вверх, то вниз. Встретили молодого парня из Питера, который путешествует по Ольхону, как мы, пешком, но в одиночку. У него цель мыс Хобой, затем подняться на гору Жима (1200 м). Объяснили дорогу (всё кажется таким понятным, пока не начнёшь кому-нибудь объяснять...). Отдали ему часть своей воды.
     День очень жаркий, солнечный. Ветра нет. Температура воздуха + 40С градусов на солнце.
     В 16:47 замкнули большой круг, т.е. вышли на тот самый перекресток в глубоком распадке, с которой 30 июля свернули по направлению в н.п. Узуры. Дальше мы шли уже знакомой проторенной дорогой. На опушке леса отдохнули. По лесу идти гораздо лучше, чем под палящим солнцем. Перед Песчанкой опять встретились с группой собаководов, все таки тесен мир! Около 19 часов спустились в н.п. Песчанка. Стоянку устроили прямо у воды на песчаном берегу недалеко от разрушенного причала. Первым делом я сходил в кафе, купил пива 2,5 л и чипсов. Днем мы так измучались на жаре, что практически выпили все пиво залпом.
     Затем установили палатку и разожгли костер на песке между камнями. На камни положили, найденную здесь же решетку, в результате получилась хорошая плита. Дров много, в основном крупный плавник. Первый раз за весь поход нет необходимости экономить дрова. На ужин щи (концентрат). Не смотря на усталость, от костра уходить не хочется. Мы сидим на берегу и любуемся сначала Байкалом, потом заходом солнца, а потом звездным небом. Звезды очень крупные и их много-много! Спать ложимся за полночь.
     За день пройдено 17,6 км. Средняя скорость движения 3,9 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за десять дней 114,59 км.


            

3 августа 2011 года. Среда. 21-й день похода.
Остров Ольхон. Н.п.Песчанка - Хужир - Сарайский залив.
Проснулись около 9 часов утра от сильного крика чаек. Что у них там случилось мы не знаем, но сновали они туда сюда вдоль берега и орали на разные голоса, как мартовские коты. Торопиться совершенно не куда. По плану сегодня мы собираемся уехать в Хужир на попутной машине. Машины с мыса Хобой возвращаются в Хужир во второй половине дня. Поэтому времени предостаточно. Погода солнечная, загораем. На завтрак гречневая каша и чай.
     На берегу, в полузанесенных песком бревнах живут крупные черные муравьи. Мы некоторое время с интересом наблюдали как они таскают к себе крупинки гречневой каши и сахара, которыми мы их угощали.
          В 10 часов утра начался поток машин в сторону мыса Хобой. До половины первого мы загораем и занимаемся дураковалянием. Потом собираем вещи и к 13:30 подтягиваемся поближе к кафе, где обычно останавливаются проходящие через Песчанку машины.
      Первая машина "Буханочка" на Хужир появилась около 15 часов, но в ней было только одно свободное место. Ждем следующую. Минут через пятнадцать в сторону Хужира едет "Нива", совершенно пустая. Водитель соглашается подвести нас двоих до Хужира за 300 рублей. Мы кладем один рюкзак в багажник, второй на заднее сиденье и трогаемся в путь. Водитель, молодой местный парень, рассказывает дорогой, что работы на острове нет. Рыбзавод закрыт. Работают больница, школа, почта и т.д. устроиться не возможно, да и зарплаты мизерные. Летом все доходы от туризма, но это 3-4 месяца в году. Зимой народ уезжает на заработки в Иркутск. Зимой на Байкале лет бывает более метра, пешней не пробьешь. Но чистого льда в последнее время очень мало, в основном торосы, снег.
     Проезжая через Харанцы мы обнаружили большой магазин и кафе, которыx раньше не видели.
     В Хужир прибыли без приключений. Пообедали в кафе возле магазина "Хороший". Салат, гуляш с картошкой по домашнему, пиво 0,5л обошлись в 180 руб., но порции маленькие и невкусно. Посуда одноразовая, вилки пластмассовые. Наличных денег у нас уже маловато, а банкомата на Ольхоне нет. Чтобы сэкономить решили квартиру не снимать, а переночевать в палатке на берегу Байкала. Идем из Хужира через гору с антеннами в Сарайский залив. Перед пляжем, на горочке под сосной нашлась свободная площадка. Устанавливаем палатку. Время начало шестого, Татьяна загорает, а я трясусь от холода. Температура воздуха + 21С градус. Одел на себя все что было, все равно знобит. Уж не заболел ли я? Ближе к вечеру прохладный ветер прогнал Татьяну с пляжа и она взялась готовить ужин на газовой горелке. Я лежу в палатке, греюсь в спальнике. На ужин макароны с тушенкой и неразбавленный, медицинский, очищенный "спрайт". И сразу спать, хотя солнце еще не зашло. Сквозь сон слышу, как над водой вдоль берега летает моторный дельтоплан.
     Ночью приснился какой-то непонятный сон, как будто что-то случилось дома. Просыпаюсь в 2:00 ночи, звоню домой (22:00 мск) - все в порядке. Я засыпаю до утра.
     За день пройдено около 2 км.
     Всего пройдено по Ольхону за десять дней 116,59 км.


            

4 августа 2011 года. Четверг. 22-й день похода.
Остров Ольхон. Сарайский залив. Дневка.
Проснулся в 7 часов утра. Солнечно и тепло.
     Вчерашнего недомогания не чувствую. На пляже никого, слишком рано. Сегодня по плану большая стирка - иду стирать походные штаны и футболку. Красная футболка, купленная перед походом за 150 руб., при стирке страшно линяет. Утром вода в Байкале кажется не такой холодной, потому что в воздухе тоже прохладно.
Искупался, проплыл несколько метров и быстро на берег.
     Время 9:24 Татьяна спит. Я пишу дневник. Потом встает Татьяна завтракаем. В 12 часов Татьяна уходит гулять в Хужир, я на хозяйстве. Всё, что делают мужчины, делается ради женщин. И только безделье - для себя!
     Беру кроссворды и иду загорать на пляж. В 14:00 перекусываю остатками тушенки с хлебом. Бездельничаю до 18:00. А там возвращается Татьяна, приносит омуля, помидоров, огурцов, сыр, пиво и т.д. На ужин суп-пюре из шампиньонов с сухариками. Костра не разводим, готовим на газовой горелке. Вечером рядом с нами стали на стоянку две девушки из Уфы, они только приехали на Ольхон. Татьяна легла спать, а я отправился в гости к уфимкам, немного поболтать о том и сем.
     За день пройдено около 0 км.


            

5 августа 2011 года. Пятница. 23-й день похода.
Остров Ольхон. Сарайский залив - Хужир.
Проснулись в 8:00. Кипятим воду, пьем чай с хлебом, сыром. Татьяна отправляется стирать, я набрал в бутылочку Байкальской воды, чтобы привезти в Брянск в качестве сувенира.
     Собираемся и в 10 часов выходим в Хужир. Идем мимо Шаманки, выходим на главную улицу Хужира и в доме № 39 поторговавшись, снимаем на сутки комнату в отдельном домике за 350 рублей с каждого. К стати, у них баня стоит 150 руб, но мы ее не заказывали.
     В 12:30 отправляемся покупать сувениры и заодно обедаем в кафе "Волна". Цены: салат из помидоров, огурцов, лука, сдобренный майонезом - 60 руб, свиная поджарка 150 гр. - 130 руб, гарнир рис с овощами - 60 руб., пиво "Живое" 0,5 л - 40 руб. Итого 290 руб. Достаточно сытно. Ужинаем у себя. Вечером ближе к закату солнца Татьяна идет фотографировать Шаманку, я тем временем пишу дневник, рассматриваю купленные сувениры. Между делом зарядил все аккумуляторы для фотоаппарата.
     За день пройдено 3,67 км.
     Всего пройдено по Ольхону 120,26 км.


            

6 августа 2011 года. Суббота. 24-й день похода.
Остров Ольхон- Иркутск - Листвянка.
Проснулись утром по будильнику в 7:00. Идет дождь. Собираемся, упаковываем рюкзаки. На завтрак чай, хлеб, колбаса. В 8:30 прощаемся с хозяевами и выходим к месту отправления маршрутного такси. Дождь усиливается. Маршрутку ждем минут десять. Еще некоторое время занимает погрузка багажа. Все вещи грузятся на багажник, который находится крыше микроавтобуса. Багажа много - укладывается в два ряда и закрывается пленкой. Правда пленка какая-то дырявая. Все места в маршрутке заняты - всего тринадцать мест.
     Выезжаем чуть с опозданием. Дорога знакомая, по ней мы уже когда-то шли, кажется, что это было давным-давно. Дождь не унимается. Подъезжаем к паромной переправе через пролив Ольхонские Ворота. Здесь ходят два парома "Дорожник" и "Ольхонские Ворота". Нашу маршрутку и подошедший рейсовый автобус запускают на паром "Дорожник" без очереди. Пассажиров перед этим высаживают и они заходят на паром пешком. Частные машины стоят в очереди.
     На пароме холодно, ветер и дождь. Мы залезаем на свои места в маршрутку. На материке все повторяется, пассажиров высаживают, машины выезжают с парома, люди выходят пешком. На берегу много магазинчиков и кафешек. Но время на их посещение нет, сразу уезжаем.
Дорога на Ольхоне оставляет желать лучшего, а от парома до Еланцев и еще хуже. Ведутся дорожные работы, много грунтовых объездов, участки с крупным щебнем, ямы и ухабы, залитые водой. Окружающий пейзаж мало чем отличается от Ольхона. При выезде на трассу остановились пообедать в кафе "Дорожное". Взял сосиски с картошкой и два пирожка с капустой - 120 руб. Дождь продолжался до самого Иркутска, в который мы приехали в 15:06. Конечная остановка всех маршруток в Иркутске - Центральный рынок. Народу много, рынок шумит, бурлит. Торгуют внутри крытого рынка и на улице.
     Сняли рюкзаки, в них все мокрое, хоть выжимай. Даже спальник, который был у меня в самом низу рюкзака, мокрый с одной стороны.
     Остановка в Иркутске не входила в наши планы, поэтому сняв деньги в банкомате и купив на рынке немного продуктов (помидоры, огурцы, тушенка, хлеб) мы там же грузимся на маршрутку следующую до Листвянки и уезжаем в 16:15. Стоимость проезда Иркутск-Листвянка 100 руб, деньги отдают водителю при выходе. По времени дорога занимает около часа. Едем вдоль Иркутского водохранилища на Ангаре, но видно оно только в отдельных местах.
     В основном с двух сторон дороги лес. Сама дорога террасами спускается к Байкалу.
     Поселок Листвянка представляет собой длинную набережную Байкала, плотно застроенную (со стороны гор) коттеджами, домами и всевозможными постройками. Два или три распадка между горами, также плотно застроены одноэтажными домами. Центральная площадь находится возле гостиницы "Маяк", у причала. Чуть дальше рынок. Снимаем рюкзаки, я ухожу на разведку. Узнаю расписание движения парома на порт Байкал и местонахождение парома.
     Становится очевидно, что где-то поблизости поставить палатку негде, а уходить далеко из поселка не хочется, т.к. моросит мелкий дождь и достаточно прохладно. Решаем снять комнату. Предложения есть, но не так много, как в Хужире. В районе набережной частники сдают комнаты по 500 руб, в гостинице - 700 руб. с человека. Поднимаемся по ул.Чапаева в один из распадков между горами. Здесь объявлений о сдаче комнат побольше. Захожу в один из домов. В отдельно стоящем домике за комнату с двумя кроватями просят 500 руб. с человека. После непродолжительного разговора, молодая хозяйка уступает 50 рублей, потом еще 50 рублей и в результате мы заселяемся на ночь за 400 руб. каждый.

     

     Домик маленький на две комнатки, уютный. Столик на веранде, умывальник, есть обогреватель. Затаскиваем рюкзаки, вывешиваем сушиться мокрые вещи и идем гулять по Листвянке. Поселок маленький, все заточено под отдыхающих и туристов. Много маленьких магазинчиков, кафешек. Плов, шашлыки. Сувениры. Все как в курортном городе. Самое ближнее место Байкала от Иркутска - это Листвянка. Дождя нет, но пасмурно. Мы дошли до рынка, в тот момент, когда продавцы уже убирали свои товары.
     На рынке много рыбы и сувениров. Сувениры несколько дороже, чем в Хужире. Купил карту-схему Кругобайкальской железной дороги и несколько сувениров.
     Вернулись домой около девяти часов вечера. Наскоро поужинали и легли спать.


7 августа 2011 года. Воскресенье. 25-й день похода.
н.п.Листвянка - порт Байкал.
Подъем по будильнику в 8:30. Низкая облачность, ветер, идет дождь. Отправление парома в 11:15. До парома идти около 5-ти километров. Думаем, что делать? Варианты:
1. Продлить аренду домика и задержаться еще на сутки.
2. Действовать по плану, т.е. уезжаем в порт Байкал сегодня в 11:15.
3. Возвратиться в Иркутск и уехать в Москву.
     После непродолжительного дружеского обсуждения решили ничего не менять, т.е. действовать по плану. Фёдор Конюхов, например, иной раз терпит бедствие два раза в сутки, а у нас всего лишь одно, и то дождь.
     Собираем рюкзаки и выходим в 9:15. Татьяна попила кофе, я без завтрака.
     Куртка у меня за ночь не высохла, поэтому я в двух футболках, сверху ветровка. Моросит мелкий дождик, ветер. Идти быстрым шагом не холодно, но когда останавливаешься отдохнуть - пробирает насквозь. Около причала ждем паром под крышей автобусной остановки.
     Паром пришел во время. Ждем пока разгружается, потом заходим. Дождь идет по-прежнему, ветер над водой усиливается. Спрятаться некуда. Но плыть не долго, минут 20. Плата 46 руб. за человека, кассиру на пароме.
     Порт Байкал небольшой поселок. Кроме жилых домов, порт с молом и причалами, конечная станция Кругобайкальской железной дороги, здание ж.д. вокзала с музеем и гостиницей, небольшой православный храм, одноэтажный деревянный клуб, турбаза, несколько торговых точек вот собственно и все. Связь (МТС) хорошая.
     В гостинице плата почасовая, например на 8 часов можно остановиться от 390 рублей и выше. Узнаем расписание движения Матани. Матаня это состав из двух пассажирских и одного товарного вагона, который курсирует по Кругобайкальской железной дороге от порта Байкал до Слюдянки и обратно. Выясняется, что в воскресенье она отправляется из Слюдянки днем в 13:30 и прибывает в Порт Байкал вечером в 19:40. Ночью в понедельник в 2:25 отравляется из Порта Байкал в Слюдянку и прибывает туда утром в 8:15. Следующий рейс из Слюдянки в среду в те же часы. Во вторник рейса нет. Получается, что почти весь участок дороги мы проедем ночью и ничего не увидим.
Правильнее было бы ехать из Иркутска в Слюдянку на маршрутке, потом днем по железной дороге до Порта Байкал, а возвращаться в Иркутск на маршрутке через Листвянку. Но этого мы не знали, т.к. не планировали прохождение этого участка - приходится мириться и пожинать последствия спонтанного изменения маршрута. Но нет худа без добра, опыт - это то, что получаешь, не получив того, чего хотел.
     Олег, владелец двухкомнатной квартиры в доме с магазином напротив станции приютил нас на 12 часов за символическую плату, предоставив большую комнату, чайник и т.д. Что еще надо мокрому, продрогшему туристу? Немного внимания, тепла и крышу над головой. Это мы сполна получили. Выпив чая, перекусив и немного пообщавшись с Олегом, в 14:15 мы отправляемся на Кругобайкалку.
Сначала идем вдоль путей, потом по шпалам... С одной стороны Байкал, с другой отвесные скалы.
     Несколько слов о Кругобайкальской железной дороге. Кругобайкальская железная дорога или "Кругобайкалка" (сокращённо КБЖД) - историческая железная дорога в Иркутской области России, в прошлом - часть Транссибирской магистрали, уникальный памятник инженерного искусства, одна из живописных достопримечательностей Прибайкалья. Она проходит вдоль северного побережья южной оконечности озера Байкал от города Слюдянка до посёлка Порт Байкал по южной части Олхинского плато. До 1949 года по Кругобайкальской дороге проходил основной ход Транссиба. В 1949 году был введен в эксплуатацию дублирующий участок железной дороги от Иркутска до станции Слюдянка-1, минуя поселок Порт Байкал. После ввода в эксплуатацию дублирующего участка КБЖД потеряла былое значение. Участок дороги от станции Иркутск-сортировочный до Порта Байкал, проходивший по левому берегу Ангары, был в 1956 году разобран и полностью затоплен в 1958 году после строительства Иркутской ГЭС, в процессе заполнения Иркутского водохранилища.

     

     Кругобайкальская железная дорога - шедевр архитектуры начала 20 века. Девяностокилометровый участок дороги Порт Байкал - Слюдянка проложен по обрывистому скалистому берегу Байкала. Чтобы пробить дорогу по берегу Байкала, строителям пришлось проложить 40 тоннелей, 16 галерей, 470 виадуков и мостов, около 280 подпорных стенок. Дорога как нельзя лучше вписалась в ландшафт Байкальской природы и придала ему своеобразный колорит.
     По рельсам мы прошли около трех километров. Теперь уже никто не скажет, что мы не ходили по КБЖД. Когда начал моросить дождик, мы повернули обратно и возвратились в начале пятого вечера. Татьяна нашла книгу "Русский народ" и принялась ее читать, а я достал спальник и проспал до восьми часов вечера.
     К 12-ти часам ночи все вещи сложены в рюкзаки, мы дремлем в ожидании...


8 августа 2011 года. Понедельник. 26-й день похода.
Порт Байкал - г.Слюдянка - Иркутск.
Время 00:45. Мы прощаемся с гостеприимным хозяином и выходим в ночь! На улице темным темно. Но на станции людно. Много туристов. Поговорили с водниками из Владимира, которые справлялись по р.Снежной. Начал накрапывать дождь. В 02:00 открыли вагоны Мотани. Я занимаю место в третьем купе плацкартного вагона, себе у окна, Татьяне верхнюю полку. Мотаня отправляется строго по расписанию.
Татьяна сразу на полку и спать, а я сижу у окна и пытаюсь, что либо разглядеть в кромешной тьме. На остановках подсаживается народ. Проводник-кондуктор сказала, что по понедельникам всегда много народа. Люди едут по делам и на работу в районный центр. Стоимость проезда 55 руб.
     Около пяти часов утра рассвет, а половине шестого уже все хорошо видно. Получается, что половину КБЖД мне все-таки удалось посмотреть. Пытался даже что-то сфотографировать высунувшись из открытого окна вагона. На станции Ангасолка погулял по перрону.
     В Слюдянку мотаня прибыла по расписанию в 8:20, это очень большая железнодорожная станция. Сдаем рюкзаки в камеру хранения (80 руб за место) и идем смотреть поселок. Погода солнечная, небо чистое. Сначала конечно на берег Байкала его крайнюю юго-западную точку. Некоторое время побродили вдоль берега по набережной в сквере. Собственно здесь мы и попрощались с Байкалом. Дальше, как говорится, наши пути разошлись.
     Мы знакомимся с районным центром Слюдянкой. Гуляем по центру поселка, заглядываем на рынок. В частном секторе объявлений о сдаче квартир или комнат для отдыхающих нигде нет. Поселок явно "не курортный". Завтракаем в кафе.
     Наша идея остановиться на денек в Слюдянке, уже не так заманчива. Нам кажется, что здесь мы уже все посмотрели и гораздо лучше лишний день провести в Иркутске, нежели здесь. Решили, сделали.
     Узнаем расписание электричек до Иркутска. Этот вид транспорта ее очень подходит, всего две или электрички и время отправления не удобное. Маршрутки до Иркутска ходят через полчаса. Это уже лучше. Но билет на маршрутку нужно брать заранее, свободные места только на 14:30. Берем на 14:30, цена билета в кассе - 130 руб. + 50 руб. водителю за багаж. Итого по 180 рублей с человека.

     

     Купив билеты, забираем вещи из камеры хранения и перемещаемся к месту отправления маршруток. Два с половиной часа ожидаем маршрутку по очереди гуляя по центральной части поселка. Интересно, что несколько маршруток отправились в Иркутск полупустые, но билетов на них сказали нет, мол пассажиры подсядут по пути. Мы удовлетворились этим ответом. Но когда сами сели в полупустую маршрутку и к нам по дороге до самого Иркутска никто не подсел, очень усомнились в правдивости этого ответа.
     О пути из Слюдянки в Иркутск, ничего сказать не могу, т.к. всю дорогу дремал после бессонной ночи.
     В 16:43 мы высадились около ж.д. вокзала в Иркутске. Теперь нужно решать проблему где остановится. Татьяна покупает газету с объявлениями о сдаче жилья. Предложений (с ценой 500 руб. с человека) много, нужно звонить. Звоним с мобильника по одному из телефонов, говорят уже цена 650 руб с человека и называют адрес. Добираться от вокзала далековато … Звонить по мобильнику в роулинге на городские телефоны тоже накладно. Несколько предложений есть вблизи вокзала, но цена дороже… Татьяна отправляется посмотреть. Рядом с вокзалом имеются три гостиницы, цена везде одинаковая. Останавливаемся в 18:00 в ближайшей (через дорогу) частной маленькой гостинице за 1000 руб с человека. В номере есть все что надо, но душ и туалет на этаже. Приняли душ, после чего Татьяна пошла прогуляться по городу, я смотрю телевизор. Ужинали в номере.


            

9 августа 2011 года. Вторник. 27-й день похода.
Иркутск.
С утра идем знакомиться с городом.
     Погода прекрасная. Солнечно. Едем на трамвае в центр. Пешком проходим почти всю улицу им.Ленина до набережной. Полюбовались на Ангару. Посидели в сквере напротив здания областной администрации. Там же посмотрели интересную выставку фотографий "Старый - Новый Иркутск", посвященную 350-летию города, которое отмечается в этом году. Поехали на троллейбусе посмотреть водохранилище на Ангаре, проехали по плотине и вернулись обратно в центр. Прошли пешком всю улицу К.Маркса. Зашли на рынок. Город очень понравился, в центре чисто и уютно. Старинные дома и новая застройка гармонично сочетаются. Весь день мы посвятили знакомству с городом.
     В гостиницу вернулись в 19:30, поужинали. Вечером телевизор и спать.

      

      

10 августа 2011 года. Среда. 28-й день похода.
Иркутск.
Утром завтракаем в гостинице, чай, сухари и т.д. и идем на рынок покупать продукты в дорогу. Сегодня мы уезжаем в 23:53 на поезде Улан-Уде - Москва. Идет дождь. Первым делом на рынок, покупаем в дорогу помидоры, огурцы, хлеб, колбасу и т.д. Взял две вакуумные упаковки омуля малосольного и копченого по 200 руб. каждая, чтобы было чем угостить друзей по возвращению в Брянск.
     Закупив продукты, я вместе с ними возвращаюсь в гостиницу, а Татьяна отправляется посмотреть, что новенького в книжных магазинах. К 16:00 часам у нас все вещи сложены и упакованы. Мы идем обедать в кафе рядом с вокзалом. Эскалоп с рисом и пол литра пива потянули на 230 руб.
     В 18:00 мы сдаем номер и идем на вокзал. Наш поезд из Улан-Удэ прибывает по расписанию в 23:03. В вагоне почти никого нет, почти все места заполняются в Иркутске. У нас верхняя и нижняя полки, я вверху.


            

11, 12, 13, 14 августа 2011 года. Четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Иркутск.

     В поезде все как всегда. Ничего необычного не происходит. Едим, спим, развлекаемся чтением книг, кроссвордами, прогулками на остановках. Обратно возвращаемся через Казань, а в Северобайкальск мы ехали через Нижний Новгород. Татарстан выгодно отличается от других регионов, нигде не видно брошенных построек. Хорошие дороги, добротные дома в селах и деревнях, возделанные поля, во всяком случае там, где мы проезжали и видели из окна вагона.
     В Москву прибыли 14 агуста в 04:40. Из Москвы в Брянск отправляемся поездом в 12:35. В 18:25 нас уже встречают в Брянске. Поход закончен.

Фотоальбом похода можно посмотреть здесь.

А здесь небольшой видеоролик с путевыми зарисовками нашего похода:


Ю.Лучин
Брянск,
октябрь 2011г.

p.s. А вот то, что ждало меня после похода на дачном огороде, хотя оставил я его в полном порядке:
                                                 Это сорняки...

     


ПРИЛОЖЕНИЕ:
1. Пройденный маршрут в северной части Байкала.
Маршрут похода в северной части Байкала.

Чтобы более детально посмотреть карту: жми сюда

2. Пройденный маршрут по острову Ольхон.
Байкал 2011. Маршрут похода по острову Ольхон.
Чтобы более детально посмотреть карту: жми сюда


Вернуться к 1-ой части дневника


Комментариев нет:

Отправить комментарий