_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

Байкал 2011. Дневник похода. Часть 1.



Тяжела и неказиста жизнь
в походе у туриста!


Несколько пояснений общего характера:
1. Желание побывать на Байкале было нашей давней мечтой. Но из-за удаленности Байкала и ряда других причин, поездка откладывалась из года в год. В этом году тоже многие загорелись желанием поехать, но за 45 дней до намеченной даты выезда (в тот момент, когда нужно приобретать билеты) нас осталось только двое. Я и Татьяна. Тем не менее, мы откладывать поездку не стали.
2. Поход изначально, не ставил целью прохождение каких-либо сложных пеших горных или водных маршрутов. Только Байкал... и ничего больше. А в качестве дополнительной физической нагрузки, ставилась задача пройти пешком вдоль побережья Байкала весь остров Ольхон, протяженность которого составляет 74 км.
3. Планируемая нитка маршрута: Брянск - Москва - Северобайкальск - Гоуджекит (термальные источники) - Слюдянские озера - залив Загли (южная точка острова Ольхон) - мыс Хобой (северная точка острова Ольхон) - мыс Ухан (восточный берег острова Ольхон) - н.п.Хужир (районный центр Ольхонского района Иркутской области) - Иркутск - Москва - Брянск.
4. Фактически пройденный маршрут: Брянск - Москва - Северобайкальск - Гоуджекит (термальные источники) - Слюдянские озера - залив Загли (южная точка острова Ольхон) - мыс Хобой (северная точка острова Ольхон) - н.п.Хужир (районный центр Ольхонского района Иркутской области) - Иркутск - Листвянка - Порт Байкал - Слюдянка - Иркутск - Москва - Брянск.
5. Продолжительность похода один месяц, с 13 июля по 14 августа.
6. В дневнике указывается время местное. Разница по времени с Москвой - 5 часов.

Общая обзорная карта.
Нитка, пройденного маршрута, выделена красной линией.
Чтобы более детально посмотреть карту: жми сюда
Поход Байкал 2011. Нитка пройденного маршрута выделена красной линией.

И так, собственно, дневник похода:

13 июля 2011 года. Среда.
Брянск-Москва.
13 июля - день отъезда. С утра до вечера сборы. Из дома с рюкзаком вышел в 21:30. На улице вызвал по телефону такси, по пути заехал за Татьяной и мы вместе отправились на вокзал. Из Брянска выехали поздно вечером в 23 часа 35 минут на проходящем Украинском поезде № 042 Киев-Москва. Вагон плацкартный, обе полки нижние. Красота. Практически сразу легли спать.

     

14 июля 2011 года. Четверг. День первый.
Москва, поезд Москва - Северобайкальск.
Прибыли в Москву 05:33 утра. С Киевского вокзала вышли к торговому комплексу "Европейский". По договоренности, в Москве, нас уже встречали родственники с машиной. Мы загрузили в машину рюкзаки и отправились в торговый центр закупать продукты на дорогу и, частично, в поход. Накупили всякой всячины на 1200 руб, после чего нас с комфортом доставили на Казанский вокзал. На Казанском сидим в зале ожидания. В торговом комплексе "Московский" (это рядом с вокзалом) докупили в дорогу еще и курицу гриль.
     Поезд Москва - Северобайкальск отправляется в 12 часов 40 минут. Вагон плацкартный, обе полки нижние, рядом с "удобствами". Ничего, жить можно, но за горячей водой приходится ходить через весь вагон. До вечера ведем обычную вагонную жизнь. Спать легли после того как проехали Нижний Новгород.


     

15, 16, 17 июля 2011 года. Пятница, суббота, воскресенье.
Поезд Москва-Северобайкальск.
В поезде ничего необычного не происходит. Обычное времяпровождение, а именно: спим, перекусываем, отгадываем кроссворды, решаем судоку, читаем детективы.
     На редких остановках прогулки. От нечего делать, на остановках фотографирую здания вокзалов. Подумываю, не начать ли собирать коллекцию фотографий вокзалов... Погода солнечная, но не жарко. Едим помидоры, огурцы, колбасу, картофельное пюре и лапшу. Утром чай, днем в основном пиво, во всяком случае у меня. На одной из станций купил три пирожка с капустой, так один оказался без начинки - дурят нашего брата...
     В крупных городах (Екатеринбург, Омск, Новосибирск) на перроне все дорого. Бутылка пива 0,5л - 75 рублей, баночка картофельное пюре Ролтон - 50 рублей. На маленьких станциях дешевле. Из окна вагона посмотрели много интересных мест: Западно-Сибирскую равнину (низменность), Братское водохранилище, реки Волга, Обь, Енисей, Лена. Прав был В.Лебедев-Кумач - "Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек!" В поезде мы провели в общей сложности 92 часа, но, как ни странно, совсем не скучали.

     


18 июля 2011 года. Понедельник. 5-й день похода.
Северобайкальск-Гоуджекит.
Прибыли в Северобакальск в 12:44 по местному времени. Перед этим, поезд несколько часов поднимался на перевал Даван (990 м) и, все время шел дождь. На перевале достаточно длинный Байкальский тоннель (6685,6 м). После прохождения перевала, дождь прекратился, но облачность не исчезла. В Северобайкальске тоже пасмурно, но тепло. Достаточно комфортно в футболке.

      Далее, по плану, наш путь лежит в Гоуджекит на горячие термальные источники. Узнаем, что автовокзала в городе нет. Автобусы и маршрутные такси отправляются с привокзальной площади. Расписания рейсов тоже нигде нет, но его можно узнать у водителей. Маршрутка на Гоуджекит (ближайшие от Северобайкальска термальные источники) отправляется три раза в день в 9:00, 12:00 и последняя в 15:00 по местному времени. Нам ожидать около двух часов. Но сколько соберется человек и хватит ли всем мест - большой вопрос, тем более, что мы еще и с огромными рюкзаками. На такси просят солидные деньги - 1000-1200 руб, особенно если учесть, что протяженность пути около 30 км.
     Занимаем очередь на маршрутку. В процессе ожидания, перекусываем и наведываемся на вещевой рынок, который расположен рядом с ж.д.вокзалом. Когда пришла маршрутка, рюкзаки с помощью водителя разместились, не в ущерб пассажирам, достаточно легко. Пассажиров много, все места заняты. Стоимость проезда 100 рублей с человека. Только выехали, начал накрапывать дождик, но к моменту прибытия в Гоуджекит утих. В пути мы были минут 50. Дорога до термальных источников оставляет желать лучшего - щебенка, асфальт только в пределах города.
     В бывшем поселке Гоуджекит сейчас только три турбазы и горнолыжная трасса. После завершения строительства БАМа, люди разъехались кто куда. От жилых домов и следа не осталось. Две турбазы работают в закрытом режиме и предоставляют услуги только своим клиентам, проживающим у них. Третья турбаза, за умеренную плату, предоставляет комплекс услуг, и в том числе оборудованную купальню, всем желающим.

     После небольшой разведки, мы отказались от идеи устройства стоянки у ручья (как планировалось), он оказался далековато. Палатку решили поставить вблизи турбазы - поближе к цивилизации, тем более, что долго находиться здесь не собирались, а подходящих мест для лагеря вокруг предостаточно.
     Как только определились с местом стоянки, пошел сильный дождь. Татьяна пошла на турбазу за водой, а я, под дождем, мокрый как мышь, ставлю палатку и натягиваю тент.

     К 18:30 у нас все готово. Татьяна идет в купальню, я переодевшись в сухое, лежу палатке на страже наших интересов, т.е. караулю добро. Дождь идет еще примерно с час. После дождя вылезаю, натягиваю веревку и вывешиваю сушить свою верхнюю и нижнюю одежду. Кстати, воду на турбазе Татьяне дали, но вежливо намекнули, что это последний раз, т.к. с водой напряженка. Утром пришлось идти за водой на ручей.
     Через час, дождя уже нет и в помине, изредка даже выглядывает солнышко. В 19:45 появляется довольная Татьяна и я отправляюсь на источник. Купание в оборудованном источнике стоит 100 руб. за 1,5 часа, но время ни кем не контролируется, потому как более часа там и не высидишь. Вход в купальню из помещения, котором имеются мужская и женская раздевалки, душ, туалет, буфет. Сама купальня расположена под открытым небом. Купальня состоит из двух ванн, расположенных смежно, площадью около 8 м2 каждая. В одной вода горячая, в другой очень горячая. Глубина ванн около 1,4 м, стены и пол облицованы плиткой. В душе, та же термальная природная вода.
     В буфете цены совсем не демократичные: бутылка 0,5 пива стоит 80 руб, небольшая порция пельменей 60 руб. Посидев в купальне около часа и перекусив в буфете, я отправился ужинать к себе в лагерь. С дороги у нас остались помидоры, огурцы, колбаса. Открыли банку консервов. Вспомнив афоризм, что если у тебя есть повод выпить, но ты не выпьешь, то потом хоть каждый день пей, все равно выпьешь на один раз меньше - решили отметить нашу первую стоянку на Байкале, хотя самого Байкала еще и не видели. Сказано - сделано! На газовой горелке вскипятили воду для чая. Спать легли когда было уже темным темно. Одежда на ветру почти высохла.

     

19 июля 2011 года. Вторник. 6-й день похода.
Гоуджекит - Северобайкальск - Слюдянские озера.
Подъем в 7:30, это в 2:30 по московскому времени. С непривычки, трудно дается эта пятичасовая разница. Торопимся на 10-ти часовую маршрутку, чтобы уехать в Северобайкальск. Татьяна отправляется купаться на источники, я собираю лагерь. Солнечно и тепло, но появились мошки. Лезут в нос, в рот, в глаза - мешают собирать палатку. Одежда высохла. В 9:00 возвращается Татьяна. У меня тем временем палатка и тент убраны. За двадцать минут заталкиваем вещи в рюкзаки и выходим.
     У остановки толпа народу. Говорят, что уже комплект, т.е. 13 человек в наличии, по числу мест в маршрутке. Но мир не без добрых людей, подсказали, что до Северобайкальска можно добраться по железной дороге. Отправление в 10:20, идти не далеко, метров 500-600. Идем на ж.д.платформу. Ждем. Вскоре прибыл состав - маневровый локомотив и один плацкартный вагон. Садимся. Билеты приобретаем у проводника, проезд стоит 50 руб. Время в пути те же 50 минут.
     На вокзале в Северобайкальске сдаем рюкзаки в камеру хранения (одно место 79 руб), идем на вещевой рынок. Там же, недорого , завтракаем пельменями с пивом (чуть более 100 рублей за все). Попутно купили путеводитель по Северному Байкалу с картой-схемой окрестностей и описанием всех местных достопримечательностей и т.д. Там же нашли расписание движения всех видов транспорта по Северобайкальску.
     Судно на подводных крыльях "Комета", следующее по маршруту Нижнеангарск-Иркутск, на котором мы планировали добраться до острова Ольхон, из порта Северобайкальск отправляется два раза в неделю по средам и субботам, в 8:00.
     Сразу родилась идея посетить порт, чтобы узнать где он находится и предварительно купить билеты до Ольхона на субботу 23 июля. По карте, до порта, который расположен на северо-восточной части окраине города, приблизительно около 3 км. Идем пешком, чтобы посмотреть город. После путепровода через железнодорожные пути, дорога сворачивает влево и идет на некотором удалении от берега Байкала. Мы время от время выходим на крутой обрывистый берег полюбоваться Байкалом. Именно здесь мы первый раз увидели Байкал.
     На окраине Северобайкальска каких-либо портовых сооружений, кроме причала, обнаружить нам не удалось, поскольку их попросту нет. Охранник яхт-клуба сказал, что "Комета" швартуется к причалу и забирает всех желающих уехать, а билеты приобретаются непосредственно на судне. Мы погуляли немного по берегу Байкала и вернулись в Северобайкальск на маршрутке № 7. Стоимость проезда 15 руб. Вышли мы в центре города, посетили продуктовый рынок, несколько магазинов, сувенирных лавок и т.д. Немного отдохнули в сквере. На ж.д.вокзал вернулись к 15 часам дня по местному времени.
      На вокзале мы узнали, что до отправления маршрутки на с.Байкальское остается два часа. На этой маршрутке мы рассчитывали доехать до Слюдянских озер - это следующий пункт нашего маршрута.
     Из Википедии: Большое и Малое Слюдянские озера, а также река Слюдянка, получили свои названия из-за месторождения слюды-мусковита на склонах горы, подступающей к озерам с северо-запада. Большое озеро имеет диаметр около 2 км, глубина достигает 20 метров. Малое озеро значительно меньше. Слюдянские озера – уголок Северобайкальской первозданной природы и удивительной красоты. Уникальное расположение озер – среди соснового леса, практически на байкальском побережье – создает им особую ауру. Чистая вода, которая хорошо прогревается, прекрасные песчаные пляжи создают благоприятные условия для отдыха местных жителей и приезжих.
     Как говорится, хорошо там, где нас нет! Понимая, что плохо, если нас нет там, где хорошо, мы уезжаем на такси не дождавшись маршрутки. Водитель такси за 500 руб. доставил нас прямо на берег озера. Расстояние от Северобайкальска до Слюдянских озер по трассе 27 км. Правда пришлось заплатить еще перед озером рекреационный сбор по 80 руб. с носа, но это уже другая история.
     Место на берегу нашли сразу, хотя людей достаточно много. Кругом машины, палатки. Но иного мы и не ожидали. Достаточно чисто, поодаль стоят мусорные баки, дощатый туалет (рекреационный сбор работает). С дровами плохо, нужно ходить за ними далеко в лес. На берегу возле воды установили палатку, разожгли костер - сварили рис, приготовили чай. Погода весь день солнечная, даже к вечеру еще жарко. Несколько раз купались в озере. Вода теплее чем в Байкале, но не значительно. Вечер коротали не берегу, любуясь на закат. Солнце ушло за гору в 21 час. Мы, уподобляясь светилу (ничто великое нам не чуждо :) ), тоже в 21:00 ушли спать.


     

20 июля 2011 года. Среда. 7-й день похода.
Слюдянские озера - мыс Тонкий - Слюдянские озера.
Встаю в 8:00 по местному времени. Развожу костер ставлю котелок. Между делом, меняю батарейки в навигаторе и фотоаппарате. В 9:20 встает Татьяна.
Я завтракаю вчерашним рисом, У Татьяны - каша быстрого приготовления: овсянкой с черникой. Пьем чай. Не торопясь собираемся и к 12-ти часам выходим по направлению к Байкалу на мыс Тонкий. Идем попутными лесными дорогами держа курс по навигатору.
     В начале второго вышли на берег Байкала, напротив острова Богучан. До мыса Тонкий, по прямой, 1200 метров. На берегу стоянка - стол и лавочки, перекусили.
Далее идем вдоль берега по конной тропе. Тропа то опускается до берега, то поднимается вверх, но не высоко, метров на 10-15 от воды. На одном из таких участков тропа проходит по песчаному карнизу над каменистым берегом. Идем стараясь вниз не смотреть.
     На южной части мыса стоит группа туристов, палатки и т.д. Поодаль, чуть выше обнаружили зимник. На мысу берег состоит из крупных камней валунов.
     Северная сторона мыса гористая, стоянок нет. Идем в сторону Слюдянской губы, вдоль берега по конской тропе, преодолевая значительные подъемы. Высота некоторых утесов, по которым идет тропа, составляет более 50 метров над уровнем Байкала. Тропа четкая, кроме того отмечена соответствующими знаками на деревьях и камнях, нанесенными синий краской.
     В Слюдянской Губе встретили мужчину и женщину - туристов водников из Питера, которые отдыхали на берегу. Они вдвоем на байдарке идут из Северобайкальска до Ольхона. Остановились, поговорили. Смелые люди! 300 км по Байкалу, даже в вдоль берега - это не фунт изюму!
     Во второй половине дня ощущается усталость, ноги "гудят", понятно, что сегодня первый, по настоящему, активный день. За день под рюкзаками по горным тропам пройдено 7,53 км.
     Время летит быстро, только успеешь найти себе место под солнцем - глядишь, уже вечер. На ночевку остановились в 18 часов у Малого Слюдянского озера. Палатку поставили у дороги, проходящей вдоль просеки высоковольтной линии. Дров много, а воду достать трудно, т.к. обрывистый берег зарос высокой травой. Пришлось привязывать котелок к палке и черпать...
     На ужин концентратный вермишеливый суп и чай. Днем погода была переменная, ближе к ночи, когда мы уже были в палатке, пошел дождь. Комаров и мошек нет.


   

   

21 июля 2011 года. Четверг. 8-й день похода.
Слюдянские озера - река Слюдянка.
Погода не оправдала возложенных не неё прогнозов. Дождь, который начался вечером, шел всю ночь до 10 часов утра. Непогоду пережидали в палатке, хотя уже и не спали. Когда дождь прекратился, приготовили на завтрак гороховый суп (концентрат). Надежды на улучшение погоды нет, т.к. очень низкая область и ветер отсутствует. С деревьев капает, палатка мокрая хоть выжимай.
     Вытащили из палатки вещи, перенесли ее не разбирая на открытое место, поближе к костру. Все равно сохнет медленно. Заваливаю костер мокрым мохом, которого здесь в изобилии, дым валом валит - в дыму, процесс сушки палатки пошел быстрее. Как бы то ни было, раньше 13 часов выйти на маршрут нам не удалось.
     Но как только вышли, опять начался дождь. Пережидать его мы уже не стали, одели дождевики и продолжили путь. Шли по берегу вдоль линии прибоя по крупной гальке и лесными дорогами обходя Слюдянскую губу. Дождь утих только к 15 часам. К этому времени мы уже вышли к автотрассе Северобайкальск - с.Байкальское.
Перекусили. Еще около часа потребовалось, чтобы по трассе дойти до моста через реку Слюдянка.
     Перед мостом, на правом берегу реки Слюдянка нашлось небольшое местечко для лагеря. Дров много, поэтому сразу разводим костер, выжимаем верхнюю мокрую одежду и развешиваем ее сушиться. Переодеться в сухое нельзя, поскольку стоянка под деревьями, а с листьев деревьев капает вода.
     Одновременно с сушкой, готовим ужин - гречневая каша с тушенкой, чай. Солнце до конца дня так и не выглянуло, температура воздуха + 17 С градусов. В отличии от солнца, после дождя выглянули комары и мошки. Спасаемся спиралями Фумитокс, расставив их по периметру стоянки. В 20:30 мы уже ложимся спать. За день пройдено 7,51 км. По нашей общей оценке, денек как то не задался....


     

22 июля 2011 года. Пятница. 9-й день похода.
Река Слюдянка - Северобайкальск - Нижнеангарск - Северобайкальск.
Подъем у меня в 7:00. На небе высокие кучевые облака и в просветах голубое небо. Солнышко прячется за лесом. Комаров и мошек мало. Развожу костер, набираю воды, ставлю котелок. Вода в реке чистая и очень вкусная.
Кто раньше всех встает, тот всех достает - к восьми часам утра "достал" Татьяну. Завтракаем, я вареным рисом со вчерашней тушенкой, она овсяной кашей. Тушенка откровенная дрянь, написано, что сделано по ГОСТу, но в банке сплошная соя. В этом мире лжи и лицемерия уже так трудно кого-нибудь обмануть, а ведь обманывают!
     Сворачиваем лагерь. В 9:30 мы с рюкзаками уже на трассе. Останавливаем первую же машину, бортовую "Газель" с тентом. Водитель берет нас двоих до Северобайкальска за 100 руб. В кузове лежит матрас с дивана, поэтому ехать нам вполне комфортно. В начале одиннадцатого мы уже опять в Северобайкальске на ж.д. вокзале.
     Поднимаемся на второй этаж в зал ожидания. Я остаюсь с вещами, Татьяна уходит закупать продукты в дорогу на остров Ольхон.
     На вокзале сдаю аккумулятор фотоаппарата на зарядку (есть у них такая услуга в прейскуранте, зарядка одного аккумулятора фотоаппарата стоит 60 рублей, мобильного телефона 55 руб.) Бред какой-то (посчитать бы рентабельность этой операции), но делать нечего. Через час аккумулятор заряжен, да и Татьяна с продуктами уже на вокзале. К имеющимся продуктам, куплены помидоры, огурцы, сушки, пряники, макароны, супы, водка. Переупаковываем вещи.
Отношу на зарядку второй аккумулятор (опять за 60 руб). Сдаем рюкзаки в камеру хранения и налегке отправляемся обедать в кафе на вещевой рынок.
     Попробовали "позы"-блюдо национальной Бурятской кухни. Это большой пельмень, типа хинкали, только с отверстием вверху. А внутри мясо и жижка. Ничего... подходяще! Цена 105 руб., за три штуки. Трех щтук с пивом вполне достаточно, чтобы наесться.
     После обеда возвращаемся на ж.д.вокзал, благо все рядом, забираю второй аккумулятор фотоаппарата и мы уезжаем на автобусе в Нижнеангарск, знакомиться с достопримечательностями. До Нижнеангарска чуть более 20 км. Автобусы ходят от ж.д. вокзала через 30 минут. Цена билете 45 руб. В Нижнеангарске, из достопримечательностей - три длинных параллельных улицы, застроенные одноэтажными усадебными домами.
Аэропорт. школа, музей. Строящийся православный Богородице-Владимирский храм. Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны. Вот собственно и все. Дополнительно мы побродили по прибрежной косе, которая переходит в остров Ярки (самая северная точка Байкала).
     Вернулись в Северобайкальск в 16:30 на автобусе, после чего расстаемся, что бы встретится в 18:00 на вокзале. Татьяна отправляется в центр города "инспектировать" книжные магазины, а я, пить пиво с омулем. У каждого свои интересы!
     Встретились мы чуть раньше назначенного срока, поужинали в кафе и уже в 18:30, забрав рюкзаки из камеры хранения, уехали на автобусе в порт Северобайкальска. Мы решили переночевать вблизи порта, что бы завтра утром не опоздать на "Комету". Палатку поставили в лесочке чуть выше автодороги, напротив причала. Костра не разводили, ужин не затевали, т.к. были сыты, но перед сном съели два раздавленных помидора и омуля горячего копчения (тоже раздавленного). Несколькими тостами отметили успешное завершение первой части похода. День в целом был жаркий и солнечный. На стоянке вечером появилась надоедливая мошка. Но нам уже все равно, т.к. спать мы легли рано, около половины девятого.
     Неподалеку, в метрах ста от нашей стоянки, проходит легендарная Байкало-Амурская магистраль. Было очень приятно убедиться, что БАМ успешно работает. Мы специально посчитали, в среднем за час проходят три-четыре состава (на однопутном участке).


    

23 июля 2011 года. Суббота. 10-й день похода.
Северобайкальск - остров Ольхон - озеро Нурское.
Общий подъем по будильнику в 5:00. Минут пятнадцать лежим, трудно просыпаясь. Но для нас нет непреодолимых трудностей, есть только трудности, которые нам лень преодолевать. Вылезаем и начинаем собирать вещи. Погода пасмурная, низкая облачность. В силу особых обстоятельств, а именно: переезд на остров Ольхон, завтрак отменяется. В 6:15 выходим, а в 6:30 мы уже на причале.
Но мы не первые, несколько человек уже ожидают "Комету". Мы на всякий случай занимаем место на спуске к посадочной платформе. Подтягивается народ. Чувствуется общее волнение - хватит ли на всех мест. Среди ожидающих много туристических групп, есть иностранцы.
     "Комета" пришла по расписанию. Поднимаемся на борт в числе первых и размещаемся на закрытой кормовой палубе.
     Над Байкалом туман, берегов практически не видно, только очертания горных вершин и хребтов. Потом дождь с ветром и волна. Наши надежды посмотреть Байкал по пути следования не оправдались.
В окно, рядом с которым мы сидели, тоже ничего не было видно, т.к.его заливало брызгами и дождем. Билеты берем на судне, проезд до Ольхона 3400 руб с человека! Понимаем, что даром только за амбаром, и то не всегда!
     Из-за шторма к причалу в бухте Загли (Ольхон) прибыли с опозданием на час в 15:30. Действительно, не бывает так плохо, чтобы не могло быть ещё хуже: на острове низкая облачность, нас мочит дождь и продувает порывистый ветер. Одеваем дождевики и отправляемся в сторону озера Нурское, но не по дороге, а через вершину ближайшей сопки, что бы сверху лучше осмотреть окрестности. Полностью заряженный аккумулятор фотоаппарата, по непонятной причине, уже разрядился, но и фотографировать в такую погоду особенно нечего.
Пройдя около 2,5 километров, мы чуть было не прошли мимо озера Нурское, т.к. не могли понять где кончается залив Ташкайская Губа, а где начинается озеро. Вообще-то они разделены небольшой песчаной косой, но в связи с высоким уровнем воды, практически большая часть косы ушла под воду и разобраться, где что, было сложно.
     Вернувшись немного назад, мы расположились на стоянке на берегу озера Нурское. Все это время дождь не прекращался ни на минуту. Кроме того ветер значительно усилился.
Я поставил палатку, а Татьяна, для надежности, накинула на палатку с наветренной стороны тент, опустив его край до земли и привалив камнями.
     По очереди залезаем в палатку, переодеваемся в сухое, всю мокрую одежду и сваливаем ее в кучу в тамбуре палатки. Ужин (супчик из концентратов) готовим на примусе внутри палатки, там же и съедаем его. Находясь в трезвом уме и твердой памяти мы решили выпить и забыть все невзгоды! Так и сделали. Засыпаем под шум дождя и хлопанье тента на ветру. Порывистый ветер пригибает дуги палатки к земле.
     Перед сном разобрался с фотоаппаратом, оказывается, в кармане, при случайном нажатии, включилась видеосъемка, и это явилось причиной полностью разряженного аккумулятора. Жалко, плакали 60 руб...


     

24 июля 2011 года. Воскресенье. 11-й день похода.
Остров Ольхон. Озеро Нурское - залив Хоргойская Губа.
Проснулся в 7:00. Небо ясное, солнечно. Но очень сильный ветер. Для начала укрепил вырванные растяжки тента. Камни с наветренной стороны держат превосходно. Ни деревьев, ни кустов в этой части острова нет, веревку для сушки одежды, привязать не к чему. Поэтому раскладываю мокрую одежду на растяжках палатки и камнях. Татьяна спит, будить ее не хочу.
     Отправляюсь на вершину ближайшей горы посмотреть окрестности. С вершины, все видно как на ладони, где мы шли, где кончается залив, где начинается озеро. Видна дорога на Хужир. Вокруг озера Нурское много машин с палатками, свободных мест не видно. Понимаю, как нам повезло со стоянкой. К моменту когда я вернулся, Татьяна уже встала.
     Развожу костер, благо несколько поленьев дров на стоянке были оставлены нашими предшественниками. Сварили макароны и приготовили чай. На сильном ветру костер прогорает очень быстро. Но два котелка воды вскипятить удалось.
     После завтрака Татьяна отправляется на гору полюбоваться окрестностями, а я начинаю собирать лагерь. В 12 часов выходим оставляя стоянку, прибывшим утром, автотуристам.
     Идем по дороге в сторону Байкала. Первый перевал (высота 570 метров) прошли легко, поднявшись от уровня ночевки на 110 метров.
     На перевале сфотографировались на память. С высоты как на ладони виден залив Хул. Погода прекрасная, солнечно. Освежающий ветерок. Горизонтальных дорог на Ольхоне практически нет, дорога или поднимается в гору или спускается с сопок. Естественно, с перевала пришлось спускаться вниз (до отметки 462 метра - это отметка воды в Байкале), а дальше опять подъем на 126 метров на следующий перевал с высотой 588 метров. На втором перевале, в 15 часов перекусили и немного отдохнули, любуясь видами мыса "Кобылья голова", заливом Хоргойская Губа, островами Хибин и Огой. А к третьему перевалу между сопками с отметкой 627 метров пошли, обходя лощину, без потери высоты. По расстоянию получилось дальше, зато экономим силы.
     
     С третьего перевала до залива Хоргойская Губа подать рукой. В заливе, чудо - никого нет, ни одной машины, ни души! Спускаемся. С нашей стороны берег пологий, галечный, но весьма замусорен. С противоположной стороны залива берег немного заболочен. С 18:00 до 19:00 устраиваем лагерь, убираем со стоянки мусор. Дрова нашлись на берегу - палки, немного досок, не крупный плавник. У меня небольшая постирушка. Ужин готовим на костре, газ в баллоне экономим.
     Заметки дня: Во-первых, как нам показалось, со стороны Малого Моря, залив Хоргойская Губа это первое место где можно остановиться непосредственно у воды. На сколько было видно с перевалов от мыса Кобылья Голова до залива Хоргойская Губа берега высокие и обрывистые. Во-вторых, невысокая трава и твердая почва позволяют, при необходимости, идти по бездорожью достаточно легко в любом направлении. Однако понятно, что делать этого не следует, по экологическим соображениям, и лучше воспользоваться существующими дорогами. В-третьих, хотя некоторое количество дров, плавника, можно найти на берегу, иметь газовые горелки более чем желательно.
     Итоги дня: Пройдено 7,86 км., средняя скорость движения 2,2 км/час. Всего пройдено по Ольхону - 10,36 км.


     

25 июля 2011 года. Понедельник. 12-й день похода.
Остров Ольхон. Залив Хоргойская Губа - мыс Тодакский.
Утром, в восемь часов, проснулись от шума дождя. Низкая облачность, ветра нет. Мы лежим в палатке.
В 12 часов дня дождик поутих, но не более чем на пять минут и начался снова. Мы лежим - кто кого? Но голод - не тетка, в 14 часов начинаем варить борщ из концентратов на газовой горелке не вылезая из палатки. Потом чай. Дождь закончился около пятнадцати часов дня. К этому времени, я уже сытый и довольный устроился поудобнее еще маленько подремать..., но Татьяна подняла меня... Надо идти, - говорит.
     Ну надо, так надо! Уговорили.., так и быть - стреляйте! Вылезаю...
     Сворачиваем лагерь и в 16:00 мы уже в пути. Дорога идет вверх, прошли мыс Шара-Шумун. Сверху, с высоты 525 метров, остров Огой виден во всех деталях. Но фотографировать плохо, т.к. пасмурно и темно. Несколько раз по пути начинался небольшой непродолжительный дождик. У мыса Ташкай, прямо вдоль дороги, поодаль друг от друга стоят две большие туристические группы, палаток по десять-пятнадцать в каждой.
     Мы обошли их стороной и не дойдя метров пятьсот до мыса Тодакский, в 19:53 остановились на ночевку. На берегу залива много машин и отдыхающих. Мы прошли в самый конец залива и разместили палатку прямо на песчаном берегу. На газу приготовили макароны с тушенкой.
     Пройдено за день 6,97 км. Средняя скорость движения 3,9 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за два дня 17,33 км.


     

26 июля 2011 года. Вторник. 13-й день похода.
Остров Ольхон. Мыс Тодакский - залив Тагай.
Общий подъем в 8:00. Погода солнечная. С Малого Моря достаточно свежий ветерок, но волн нет. На завтрак чай, приготовленный на газовой горелке, хлеб с остатками тушенки. Вполне достаточно.
          Выходим в районе одиннадцать часов. Солнечно, небо чистое и голубое. Идти в футболке нормально, но на отдыхе на ветерке прохладно из-за мокрой спины. Большую часть пути идем по дороге на Хужир. Дорога широкая, грунтовая, асфальта на острове нет вообще. Почва увлажнена дождем и пыли от проходящих машин нет. Дорога также идет то вверх, то вниз. Неподалеку от озера Ханхой, трасса сворачивает вправо, а мы по полевой дороге сворачиваем влево и направляемся к озеру Ханхой.
     На пригорочке, метрах в двухстах от озера стоит кафе. Время 13:00, обеденное. Заходим в кафе. Есть собственно нечего, мясо еще только размораживается. Приветливый хозяин (бурят) предлагает привести позы на берег озера, как только они будут готовы. Мы соглашаемся, делаем заказ, перекусываем в кафе чипсами с пивом (пиво 1,5 литра стоит 110 руб, маленькая пачка чипсов - 20 руб) и уходим на берег. На берегу валяемся на пенках, загораем. Озеро Ханхой отделено от Байкала узкой косой, вода в нем чуть теплее, чем в Байкале. Но купающихся практически нет, т.к. дует весьма свежий ветерок. Вокруг озера бесчисленное количество машин и палаток. Мы решили не останавливаться здесь, а пройти, после обеда, дальше и поискать для ночевки более безлюдное место.
     Позы прибыли в 15:20, цена 35 руб. за штуку (доставка бесплатно). Дополнительно взяли несколько банок пива.
     Стоянку мы нашли неподалеку, в двух километрах от озера Ханхой, в центре залива Тогай. На берегу залива никого нет, т.к. все стоят на озере Ханхой. С костром проблем нет, дров много, в основном плавник. Приготовили суп рассольник из концентрата, чай.
      Вечером рядом на ночевку стали две девушки студентки из Новосибирска Лера и Настя, с которыми мы вместе шли на "Комете" из Северобайкальска. Мы пригласили их к нашему костру, чтобы они могли приготовить себе ужин. А они в свою очередь угостили нас чаем с ароматным чебрецом. Уже затемно, начавшийся дождь разогнал нас по палаткам.
     За день пройдено 10,2 км. Средняя скорость движения 4 км/час. Перепад высот на этом участке от 460 метров до 536 метров.
          Всего пройдено по Ольхону за три дня 27,53 км.


     

27 июля 2011 года. Среда. 14-й день похода.
Остров Ольхон. Залив Тагай - пос.Хужир.
Проснулся утром около 9 часов. Пасмурно, сильный ветер, на море шторм. Ветер гонит волны высотой от 0,5 до одного метра. Бухта полукруглая, волны под углом обрушиваются на берег и поэтому шум прибоя отдельных волн сливается в единый мощный рокот.
Макушки волн покрыты белыми барашками бурунов. В зоне прибоя много водорослей, мелкого мусора. Кое как, из-за бревна, исхитряюсь, не замочив ног, набрать несколько кружек воды. Процеживаю воду через тряпочку. Уйму времени трачу чтобы разжечь костер на сильном ветру. В дополнении к ветру и сырым дровам, время от времени накрапывает мелкий дождик.
     Когда вода закипела, бужу Татьяну, готовим рис, завтракаем и начинаем собираться. Лера с Настей ушли на ферму за молоком. К моменту завершения сборов, вернулись девушки. Мы душевно распрощались и оставив им горящий костер, в 12:00 вышли на маршрут.
     Некоторое время шли напрямик вдоль берега, т.к. попутной дороги не было. Потом вышли на главную дорогу и по ней шли до самого Хужира. Если посмотреть карту, то по дороге самое кратчайшее расстояние до Хужира. В 15:45 миновали пос. Мал.Хужир (Маломорское) , в 16:30 остановились пообедать на окраине Хужира в придорожном кафе - юртах Бурятской нац.кухни. Заказали позы.
Все бы ничего, но было много перца. Мне не понравилось. В 17:30 мы уже в Хужире. На улице Горького, дом 3, в семейной гостинице «Отдых на Байкале», сняли на сутки чистенькую комнатку на 2-ом этаже отдельного домика за 500 руб с человека. Хозяйку зовут Юля (её телефон 8-902-761-97-51). Кроме того, заказали на 22 часа баню (250 руб с человека).
     Оставив рюкзаки "дома" отправляемся осматривать Хужир. Поселок Хужир это районный центр Ольхонского района Иркутской области. В настоящее время производственных предприятий нет. Источник дохода большинства местных жителей - это туристы. Зимой многие уезжают на заработки в Иркутск или другие города.
Чуть ли не в каждом доме предлагают Омуля и сдают комнаты. Цены весьма разные омуль от 50 до 100 рублей за хвост, комнаты от 300 руб. сутки (неблагоустроенные на окраине) и выше. Очень много лавочек и магазинов с сувенирами, почти на каждом шагу. Много точек проката велосипедов (70 руб час), квадроциклов (не приценялись). Транспортные услуги - доставят в любую точку острова и материка в любое время, только плати. На главной улице жизни кипит до поздней ночи, магазины работают до 22 часов и позже.
     Изучили расписание на обратную дорогу. Из Хужира до Иркутска можно можно добраться на автобусе, маршрутных такси, такси и водным транспортом. Но в разгар сезона билеты нужно заказывать заблаговременно. Муниципальный автобус ходит раз в сутки утром в 8:00, частных маршрутных такси очень много и у каждого перевозчика своя конторка и свое расписание. Цена на автобусе и на маршрутках одинаковая, если ты едешь с багажом. Если без багажа автобус примерно на сотню дешевле. Маршрутчики берут 500 руб. с человека с учетом багажа.
     Мы, прикупив немного сувениров, а также продуктов на ужин, вернулись домой, осмысливать полученную информацию. Обсудив все детали, вечером приняли решение изменить маршрут, вместо первоначально планировавшегося выхода к Байкалу на восточный берег Ольхона к районе мыса Ухан (на что требуется минимум пять дней), побывать на Кругобайкальской железной дороге в самой крайней юго-западной точке Байкала в г. Слюдянка. В последствии же оказалось, что утверждение "Всё, что ни делается - всё к лучшему. Следовательно - лучшее неизбежно!" не совсем верное! Но об этом позже.
     Вечером вполне достойная баня, ужин в номере хлеб, колбаса, помидоры, пиво и т.д. Между делом зарядил все аккумуляторы. Обнаружилась неприятность телефон Татьяны приказал долго жить, раздавлен экран.
     За день пройдено 11,5 км. (без учета передвижения по поселку). Средняя скорость движения 4 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за четыре дня 39,03 км.


     

28 июля 2011 года. Четверг. 15-й день похода.
Остров Ольхон. Пос.Хужир - мыс Харалдай.
Проснулся в 9:00. Солнечно, тепло, птички поют... Цивильные условия -полная расслабуха. С утра идем в центр поселка. Первым делом заказали и оплатили в ближайшем киоске два места в маршрутке до Иркутска на 6 августа (отправление 9:00). Потом идем завтракать. Фотоаппарат со мной, фотографирую все подряд, т.к. есть возможность дозарядить аккумулятор. Завтракаем в кафе "Волна" (мясная поджарка с гречневой кашей, пиво - за все 190 руб), затем закупаем продукты на дорогу. В 12 часов дня мы уже собираем вещи, укладываемся и в час дня, навьючив на себя рюкзаки, выходим. Вот почему так бывает, только привыкнешь к хорошей жизни, как она тут же становится лучше? (вопрос риторический, можно не отвечать!)
     

     Идем через Хужир в сторону Малого Моря, мимо православного храма, детской площадки. Вышли к мысу Бурхан (скала Шаманка или Шаман-скала).

     Словом «Бурхан» буряты-буддисты называют главное божество Байкала. В древности на мысе Бурхан совершались культовые жертвоприношения духу-хозяину острова Ольхон, который, по верованиям бурят, обитал в пещере мыса. Хозяин Ольхона был самым грозным и почитаемым божеством Байкала. Рядом с мысом в священной роще сжигали и хоронили умерших шаманов. Священная Шаман-скала со сквозной пещерой, куда имел право доступа только шаман, долгое время оставалась запретной, приближаться к ней и проходить сквозь неё никому не разрешалось.
     Шаман-скала, одна из девяти святынь Азии (ранее именовалась «камень-храм») стала одним из самых знаменитых образов Байкала: теперь без её изображения не обходится ни один фильм или фотоальбом о Байкале. Я тоже не стал исключением из правил, и сделал в этот чудесный солнечный день, много фотографий этого места.

     

     За мысом Бурхан дорога опускается в Сарайский залив с прекрасным песчаным пляжем. Протяженность песчаного берега около 2,5 км. Много отдыхающих. Люди загорают и купаются. Но идти по сыпучему песку с рюкзаком очень утомительно, ноги вязнут и тратится много сил. Вдоль берега у линии прибоя мелкие камушки, галька, но и они не держат вес. Вдоль пляжа тянется дорога, но на ней тоже песок. Очень жарко.За пляжем дорога уходит в сосновый лес, в котором сплошь и рядом останавливаются отдыхать автолюбители. Но под тенью деревьев идти гораздо комфортнее. Раскаленный воздух пропитан запахом хвои и разогретой на солнце смолы. Очень приятно дышать полной грудью. Мы идем по тропе, которая забирает все выше и выше, обходя скальные выходы. Вскоре лес закончился и мы вышли на луга.

     

     Впереди видна деревня Харанцы. Обходим деревню со стороны Малого Моря. Деревня большая, много домов, загонов, каких-то не жилых строений. Взлетная полоса аэродрома. В одном из строений совершенно случайно обнаружили столовую (кафе), без каких либо внешних опознавательных знаков, решили перекусить. Я беру салат, плов и пиво, Татьяна солянку, две позы и пиво. С каждого примерно по 200 руб. В зале есть электрическая розетка, подзаряжаю аккумулятор фотоаппарата.
     После Харанцов поднялись на пригорок, где строятся современные дачи. Местность уже совершенно другая, ровная как стол равнина. Трава гуще. Холмов, сопок или гор на западном берегу Ольхона в этом месте нет. Зато по восточному берегу высятся горы покрытые лесом.
     После Харанцов отдыхающих автотуристов уже нет, но и безлюдными эти места тоже не назовешь. На ночевку остановились у мыса Харалдай, напротив острова Модото. Мыс сложен рыхлым материалом, подверженным осыпанию и смыванию, поэтому со временем узкий перешеек мыса будет размыт, и мыс Харалдай наверняка превратится в остров.
     Палатку поставили на песчаном пляже возле воды перед перешейком мыса. Погода прекрасная, до последней минуты захода солнца загорали на пляже. На всем видимом побережье всего три-четыре человека. На поверхности воды Байкала плавает много мусора, видимо ветром его загоняет под мыс. Поэтому воду берем у перешейка мыса, там она почище. На ужин колбаса, помидоры, картофельное пюре, чай. Костер не разводили, хоть плавника достаточно. Вскипятили воду на газовой горелке. Происшествие - у моей кружки отскочила ручка..., поймать бы того китайца производителя! Вечер очень теплый, спать ложусь поверх спальника в футболке.
     За день пройдено 11,1 км. (без учета передвижения по поселку). Средняя скорость движения 3,7 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за пять дней 50,13 км.


     

29 июля 2011 года. Пятница. 16-й день похода.
Остров Ольхон. Мыс Харалдай - Песчанка.
Проснулся в восемь часов, Татьяна спит. Умная мысля (встать) покинула меня вовремя, и я решил подремать еще. Куда торопиться, если дневную норму мы легко проходим за четыре-пять часов! Но рано или поздно вставать нужно. Встаю. Время 9:10. Температура +13С градусов. Солнечно, но с моря прохладный ветерок.

     

     Некоторое время привожу в порядок навигатор, фотоаппарат, заполняю дневник, потом развожу костер, кипячу воду. В 10:40 встает Татьяна. У нее "системная" проблема, а именно: ночью долго не может заснуть - видимо сказывается пятичасовая разница во времени или энергетика острова. А кроме того, у нее твердое жизненное убеждение: кто рано встает, тому... спать весь день хочется! Поэтому утром я стараюсь ее не будить. На завтрак у меня хлеб, остатки колбасы, сыр, чай. У Татьяны то же самое, плюс супчик.
     Выходим поздно в 12:30. Движемся по дороге, проходим несколько балок с достаточно крутыми спусками и подъемами. С начала тяжеловато, но постепенно втягиваешься и уже становится легче. Навстречу тянется группа организованных туристов из Кургана. Они пешком налегке возвращаются из Песчанки в Хужир (вещи едут на машине).
     В распадке деревня Халгай. Два десятка домов, есть магазин и библиотека. Это последняя деревня на острове где есть электричество. За Халгаем дорога уходит прямо, а мы сворачиваем влево к Улан-Хишинскому заливу. На берегу в сосновом лесу стоит эколого-туристический лагерь "Ольхон". Около двадцати кемпинговых палаток и несколько армейских. Но в лагере никого нет, только охрана. Перед лагерем в тени деревьев у нас 45 минутный перекус и отдых.Но в тени, даже как то прохладно (на ветерке) - перемещаемся на солнышко.

     
     После небольшого отдыха отправляемся в путь. Лагерь обходим стороной, без дороги, чтобы не напрягать охрану. Поднимаемся на перевал вблизи высоты 527,6 метров и далее уже по дороге движемся в сторону Песчанки. На опушке леса вывешен указатель "Прибайкальский национальный парк. Заповедная зона. Посещение по специальному разрешению администрации парка". Специально для каждого человека, и хорошего и испорченного в меру своих сил и возможностей, рядом вывешены правила, что там можно, что нельзя. Никаких разрешений у нас не было, но не поворачивать же из-за этого обратно?
     Идем вперед, по лесной дороге примерно с километр и выходим к Песчанке. На опушке леса и на берегу песчаные дюны, реликтовые сосны. Несколько стоянок заняты автотуристами. Останавливаемся около крайней дюны перед выходом на равнину. Справа и слева валы песка и поэтому более-менее затишно. Ставим палатку. Татьяна очень устала, и сидя на пеньке, говорит, что измотали горки и длинные переходы. Я не спорю, т.к. у меня тоже не все в порядке: аппетит приходит вовремя, а вот еду задерживают!
     На ужин макароны с тушенкой, чай с сухарями. Солнце садится и мы ложимся спать. До мыса Хобой остается где-то около 19 км по прямой, это при наших темпах, два дня пути. Аккумулятор фотоаппарата сдох, ставлю свежий. Вечером температура +15С градусов.
     За день пройдено 12,2 км. Средняя скорость движения 3,9 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за шесть дней 60,33км.


     

30 июля 2011 года. Суббота. 17-й день похода.
Остров Ольхон. н.п.Песчанка - н.п.Узуры.
Проснулся в 8:30. Утром солнечно. Температура воздуха +19С градусов. Почти сразу проснулась и Татьяна, что само по себе явилось удивительным случаем. Она объяснила свой ранний подъем тем, что к утру наконец согрелась... странный народ... эти женщины!
     На завтрак хлеб, остатки тушенки и чай с сухарями. Собираемся и выходим в 11:35. Пасмурно, небо затянуто облаками. Идем по дороге. Справа и слева в Песчанке фундаменты бывших жилых домов, несколько домов полуразрушены и частично занесены песком. Всего в населенном пункте осталось пять или шесть домов. На берегу возле разрушенного причала жилой дом-кафе. Торгуют пивом, чипсами, сувенирами и т.д. Можно попить чай, кофе заказать блины. Электричества нет, поэтому и других продуктов нет, хранить негде. За последним домом дорога уходит в лес по затяжному подъему. Мимо нас то и дело проносятся машины УАЗы-452 ("буханки"), которые возят туристов из Хужира на мыс Хобой и обратно (цена поездки в 2011 году 600 руб).
По лесу шли достаточно долго, около четырех километров. Дорога ухаб на ухабе, местами разбита, сплошь и рядом петли объезда и т.д. - самый плохой участок дороги на Ольхоне. К тому моменту, как мы вышли на опушку леса начало выглядывать солнышко.
     Местность открытая, дорога поднимается выше и выше. На самом высоком месте отдыхаем и любуемся окрестностями.
     Чуть далее дорога спускается в глубокий распадок и внизу разветвляется на два направления. Мы выбираем правую, которая ведет в н.н.Узуры. Воды у нас мало, а, как было известно из интернета, пополнить ее запасы на западном участке острова от мыса Саса до мыса Хобой из-за крутых скальных берегов не возможно. Правда впоследствии выяснилось, что это информация не совсем верна. До н.п.Узыры, где можно гарантированно пополнить запасы воды, по навигатору 6 км.
     Преодолеваем крутой затяжной подъем из распадка и далее идем вдоль леса. Почти до самых Узуров дорога идет по долинам гор спускаясь все ниже и ниже. В Узурах около десятка домов, метеостанция и лаборатория Сибирского института земной коры. Электричества нет. На крыше одного дома солнечные батареи, на метеостанции ветряк. Есть торговая точка, можно пополнить запасы сувениров, макарон, тушенки, консервов, пива, чипсов и т.д., если в этом есть необходимость. Возле торговой точки столы и лавки. Мы некоторое время отдыхаем, пьем пиво.
     Узуры, что по-бурятски означает "Устье" - единственный населенный пункт на восточном берегу Ольхона в Ольхонском районе Иркутской области России. Он расположен на берегу залива Хага-Яман.
Бухта окаймлена с севера и юга высокими скалистыми обрывами. Гора возле поселка получила название «Толгой» — в переводе с бурятского «голова». В центре долины у берега небольшое болотистое озерцо, видно вода просачивается из Байкала через каменистый берег.
     Место для стоянки у воды нашлось с трудом. На косогоре некто до нас, постарался выровнять площадку для палатки, получилось не очень, но мы и этому были весьма рады.
     На ужин рис с цыпленком (консервы), чай. Весь вечер любовались на освещенную солнцем гору "Толгой", возвышающуюся над поселком, и на потешных сусликов. Суслики в Узурах - это настоящая Санта-Барбара. Если сидеть молча и не двигаться можно наблюдать картину, как они выясняют отношения, дружат, дерутся, ходят друг к другу в гости и т.д. Ко мне суслики подходили на расстояние до трех-четырех метров, но дружить не предлагали...
     За день пройдено 12,8 км. Средняя скорость движения 3,8 км/час.
     Всего пройдено по Ольхону за семь дней 73,13 км.


     

Перейти к 2-ой части дневника

Комментариев нет:

Отправить комментарий