_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

ЛОВОЗЕРСКИЕ ТУНДРЫ. Хибины. Дневник похода. Часть 2.


Вернуться к 1-ой части дневника

13 июля 2012 года. Пятница. Тринадцатый день похода.
Хибины.
Подъем в 7:00. С утра пасмурно, но небо высокое, есть надежда, что распогодится. Тепло. На завтрак Васе остатки вчерашнего грибного супа, мне остатки вчерашней гречневой каши, Галка на завтрак пьет только чай. Комарики имеются, но особо не достают.
     Идем незначительно поднимаясь вверх по долине реки Кальйок. Справа, по ходу движения, гора Валлепакх, слева Намуайв.
     В 10:25 подошли к месту развилки дороги. Резко поворачиваем налево и начинаем подниматься по уже более крутому склону горы Сев.Суолуайв и дальше на вершину Намуайв (684 м). Подъем по вездеходке на 350 метров (от реки Кальйок) протяженностью около 4 километров ничего сложного из себя не представляет. Бывают горизонтальные участки, встречаются и крутые подъемы, все как всегда. Только за вершину Намуайв зацепилось облако и по мере подъема усиливается ветер. В 13:15 мы уже на вершине, видимость не более 50 метров.
Отдыхаем после подъема, спрятавшись от ветра за невысоким камнем. На ветру с мокрой от пота спиной весьма холодно, я снимаю анорак и одеваю сухую футболку с рукавами, флиску и сверху куртку.
После непродолжительного отдыха, начинаем спускаться. На полпути в 14:00 перекус сухофруктами.
     Природа северо-восточной части Хибин заметно отличается от Ловозерья. Горы похожи на сопки, покрыты мхами, даже вершины. Курумника нет. Гораздо больше дорог.
     Идем по дороге. Дорога ведет на озеро Верх.Ньюявр и все больше заворачивает влево, а нам нужно правее. Попробовали свернуть направо и пошли по дороге вдоль реки Майвальтайок, но скоро засомневались в правильности своего выбора. Дорога уводила в другую сторону. Решили воспользоваться услугами навигатора и напрямую выйти на маршрутную точку № 32 переправы через реку Майвальтайок. До точки мы дошли, пройдя 800 метров, но переправы не обнаружили, река довольно быстрая и полноводная, противоположный берег обрывистый.

     

     Попробовали пройти по еле заметной тропе вдоль реки вниз по течению в поисках брода, но тропа скоро исчезла, а мы еще быстрее измучились. По глубокому мху через бурелом с рюкзаками идти очень трудно. Зацепившись за что-то и упав, Галка сломала свою треккинговую палку. Нам решительно надоели эти блуждания, тем более, что мы еще потеряли в пустую уйму времени и отстаем от графика почти на два дня, точнее на полтора. Беру на навигаторе новую точку – и через двадцать минут в 19:15 мы опять на дороге к озеру Верх.Ньюявр. По дороге идти гораздо легче и мы решаем больше с дорог не сворачивать, пускай путь длиннее, зато можно быстрее идти и тратить меньше сил.
     К 20:00 вышли на озеро В.Ньюявр. Прекрасное место, протяженная излучина песчаного пляжа, тихая вода, кругом сосны, на противоположной стороне горы и не души! Умиротворяющий пейзаж после трудного дня, что еще надо изможденному путнику? Правильно, нужна пища и немного спирта. Поэтому живенько принимаемся за дела, я ставлю палатку и натягиваю тент, Вася занимается костром, Галка варит супчик. Сегодня 13 июля день рождения Федоровича – отмечаем по полной программе – дополнительный колпачок спирта и шоколадка. Федорович, это наш уважаемый спонсор, который обеспечил наш поход сухофруктами в таком количестве, что мы втроем не смогли их съесть за 21 день.

     

     Тихий вечер, солнце садится за горы, мы с Галкой сидим на берегу на бревнышке. Я пишу дневник, она изучает карты. Пришла пора принимать решение. Два дня которые были у нас в резерве израсходованы, а впереди по плану подъем долиной реки Каскаснюнйок и перевал Рисчорр – полная неизвестность, каким образом выйти на эту реку, есть ли там вдоль реки тропа и сколько время потребуется на прохождение перевала? Обратные билеты на поезд Мурманск-Москва у нас уже куплены на 19 июля. Зреет идея об изменении маршрута. Изучаем карты и принимаем решение выходить на Апатиты по дороге вдоль берега Умбозера, огибая горы. Идея всем нравится, возражений ни у кого нет, хотя по протяженности получается больше…
     С этим и ложимся спать, время уже 23:30. Солнце садится за гору на противоположной стороне озера. Красота. Даже жалко уходить.
Ночью Галка во сне что-то говорила про 32 маршрутную точку, но к сожалению, не разборчиво. Это была наша 11 ночевка.
     За день пройдено 16,48 км.


     

14 июля 2012 года. Суббота. Четырнадцатый день похода.
Хибины.
Ночью шел дождь, барабанил по палатке. Но в 8:00 часов, когда мы встали, дождя уже не было. На небе облачность с небольшими разрывами. Изредко появляется солнце. Комаров мало. На завтрак рис – каждому по пакету 80 гр. и чай. Собираемся не спеша, решение принято – торопиться не куда.
     Вышли в 10:30. Идем по лесной дороге. В 11 часов пошел дождь и, не переставая ни на минуту, шел до 15 часов. Прошли базу геологов, все как всегда, разбитая техника, железки, мусор.
     Далее дорога уводит на полуостров. Справа, сквозь лес, видно озеро Пасъявр. Через некоторое время дорога выводит на берег залива Тульилухт. Первый брод через протоку озера Пасъявр не большой, метров семь, глубина по колено. Брюки не снимаем, идем босиком, на дне песок. Перед выходом на противоположный берег вязнем в песке - слишком топкий. Выбираться на берег приходится чуть ли не ползком.
Одеваемся под дождем, и как в последствии оказалось, совершенно напрасно. Через 600 метров следующий брод через реку Майвальтайок. Здесь брод уже посерьезней, шириной метров 30-40 и глубиной 70-80 см. Приходится опять снимать ботинки и теперь уже и штаны. На противоположном берегу одеваемся, но и так уже все мокрые, снизу и сверху. Вскоре дорога с берега уходит в лес Через 2,7 км от реки Майвальтайок и снова брод через реку Тульйок.
Когда-то здесь был мост, его останки видны на противоположном берегу. Рядом с остатками моста перейти реку в брод не возможно, сильное течение и вероятно глубоко. Спускаемся по берегу метров на сто ниже по течению до первого переката. Поскольку дождь не прекращается и мы все уже мокрые, никакого смысла снимать башмаки и штаны уже нет. Переходим речку в штанах и ботинках. Глубина около 60 см. На берегу выливаем воду из ботинок идем дальше. Метров через 400-500 следующий брод через реку Тымшаеуайв проходим не останавливаясь.
     После прохождения последнего брода весь дождь вылился. Мы остановились в 15:00 на бугорке, чтобы переодеться и перекусить. Пока мы отдыхаем выглянуло солнышко.

     

     Далее наш путь по дороге вдоль реки Тульйок. В самом устье расположена база отдыха СЗФК (ЗАО «Северо-Западная Фосфорная Компания») с вертолетной площадкой, домиками для отдыха и т.д. Мы прошли через территорию базы отдыха никого не встретив. Только у одного из домиков видели стоящую машину УАЗ.
     После базы отдыха идти уже не так интересно, везде следы человеческой деятельности, дорога отсыпана, через ручьи и реки устроены насыпи с водопропускными трубами, по обочинам выкорчеванные пни и т.д.
     Дорога идет по берегу Умбозера и прекрасные виды этого озера немного скрашивают негатив от человеческой деятельности. Стоянку найти трудно, подходящих мест нет. Слева озеро, справа горы. Ни одной машины на дороге в этот день мы не увидели.
     Но есть у туристов свой бог, где-то в 18:30 нашлось местечко неподалеку от воды у дороги. Первым делом развесили на веревках вещи для просушки. Солнце и ветерок быстро делают свое дело. Ставлю, палатку, Вася занимается костром, Галка готовит на ужин картофельное пюре с жареными грибами. Грибы жарятся на крышке от котелка на газу.
К вечеру погода прекрасная. Тепло и тихо. Мы с Васей ушли спать, а Галка одна до 24 часов сидела на берегу и любовалась закатом солнца. Это была наша 12 ночевка.
     За день пройдено 15,48 км.

     

15 июля 2012 года. Воскресенье. Пятнадцатый день похода.
Хибины, пос.Коашва.
Утром в 5 часов (в воскресенье) по трассе пошли Камазы со щебнем в сторону базы отдыха. Галка поговорила с водителем, уточнила ряд вопросов.
     День с утра солнечный и жаркий. На завтрак макароны с грибами, чай. Собираемся не спеша, торопить уже не куда.
     Выходим в 10:30. По прежнему слева озеро, справа горы. Около дороги все разрыто, красивые пейзажи только на озере. Местами дорога идет прямо у воды. После того как мы прошли мыс Голкинский дорога уходит в лес и круто поднимается. Сверху слышны звуки машин и лязг экскаватора – начались рудники. Здесь питьевой воды уже нет, все ручьи с гор мутные.
     Очень красиво озеро Комариное, которое видно с дороги как на ладони. На трассе автомашины уже встречаются постоянно. Чтобы попасть в Коашву (это рудничный рабочий поселок) нужно идти через территорию ГОКа «Восточный». Охранник не препятствовал и даже подсказал как лучше пройти.
На территории рудника много современной, исключительно импортной техники, строятся цеха и различные сооружения. Работа кипит. Нигде нет и следа безхозяйственности...
     Почти у выхода с территории ГОКа нас догнал автобус с рабочими и подвез до поселка Коашва. По расстоянию мы проехали 7-8 километров. Пешком в этот день мы бы уже не дошли.
     В Коашве мы расположились на ступенях швейного цеха. Сняли рюкзаки и налегке пошли в поселок. Узнали расписание автобуса, зашли в магазин и купили продуктов, по которым мы соскучились, а так же 5л воды. Обсудив ситуацию, решили ехать в Апатиты завтра с утра и пошли искать место для ночевки в лес за дорогу в районе эл.подстанции.
     Местечко для стоянки нашлось в лесу за ручьем, не далеко от дороги. На костре сварили рис и кисель. Очень много мошки. Спать легли рано. Это наша тринадцатая и последняя ночевка в палатке.
     За день пройдено 14,46 км. За всю активную часть маршрута пройдено 136,15 км.

     

16 июля 2012 года. Понедельник. Шестнадцатый день похода.
пос.Коашва - г.Апатиты.
Встали в 7:00. Погода солнечная. На завтрак кружка вчерашнего киселя и сборы. Автобус отправляется в 9:30. До остановки не спеша идти 20-30 минут.
     Автобус прибыл по расписанию. Народу много. Мы с рюкзаками расположились на задней площадке. Автобус идет в Кировск, у поворота на Кировск нужно выйти и пересесть на автобус до города Апатиты. Ехать примерно минут 40. Стоимость проезда 54 рубля с человека.
     Вышли на повороте, перешли на другую сторону и прошли метров 200 до нужной остановки. Рядом с остановкой кладбище. Ждем автобуса, маршрутки пропускаем, с рюкзаками не залезть, много народа. Пришлось ждать минут 30. Погрузились с рюкзаками опять на заднюю площадку. Ехать полчаса, стоимость билета 30 руб. с человека (цена зависит до какой остановки ты едешь). В автобусе выяснили, где лучше сойти поближе к гостинице – посоветовали остановку "Академическая".
     Нашли центральную гостиницу «Аметист». Цена приятно удивила за сутки с человека 498 рублей. Оформляемся в 11:30. Наш трехместный номер 706 на седьмом этаже. Ванна (сидячая) и туалет в номере.
     Переодеваемся, принимаем душ и идем в город, на ж.д. вокзал, уточнить расписание электричек до Мурманска. На ж.д. вокзал не спеша идем пешком через весь город. Без рюкзака кажется можно и в Мурманск пешком пойти. Заходим в магазины интересуемся сувенирами.
     Электричка на Мурманск идет из Апатитов ежедневно в 6:20 утра. По плану мы должны прибыть в Мурманск 18 июля, значит 17 июля у нас свободный сэкономленный день.
     Возвращаемся в гостиницу опять пешком. Покупаем продуктов на ужин. Перед самой гостиницей нас намочил дождик. Ужинаем в номере и ложимся спать.

     

17 июля 2012 года. Вторник. Семнадцатый день похода.
г.Апатиты.
Утром встали, кто как! Галка и Вася рано, я спал до 8 часов утра. Завтракали в номере. Окончательно укладываем рюкзаки уже на дорогу домой. То что потребуется в поезде сверху, все остальное подальше.
     В 11:30 сдаем номер и под рюкзаками пешком отправляемся на вокзал. На вокзале сдаем рюкзаки в камеру хранения (174 руб. одно место).
Следует сказать, что роль камеры хранения на вокзале выполняет маленький чуланчик с мягким диваном, расположенный в служебной части здания.
      Теперь мы свободны и отправляемся гулять по городу. Рынок, магазины, геологический музей. Очень долго, под дождем, искали кафе, чтобы перекусить и попить пива. С этими услугами в Апатитах проблемы. Люди объясняют противоречиво. Но нашли все-таки! Кафе « Заполярье». Вкусно готовят и цены приемлемые.
     В 17:40 возвратились на вокзал, забрали вещи из камеры хранения и до утра сидели на вокзале. Как ни как, традиция у нас уже такая… хоть одну ночь, но просидеть на вокзале - должны же быть в походе трудности! Хотя конечно можно было заплатить еще за сутки переночевать в гостинице, а утром к 6 часом пешочком явиться на вокзал. Ночью мы дремали в зале ожидания, а Галка читала купленную накануне книгу.

     

18 июля 1012 года. Среда. Восемнадцатый день похода.
Мурманск.
Утро в Апатитах очень холодное. По ощущению градусов + 6, не более.
     Едем в электричке в Мурманск. В вагоне тоже холодно, утепляемся. В пути 4,5 часа, прибывает в 11:27. Цена билета 145 рублей. В вагоне всего 5 человек вместе с нами. В пути мы в основном дремим, иногда отвлекаясь от этого занятия, чтобы посмотреть в окно. Места очень красивы особенно река Кола, по берегу которой проложен ж.д. путь.
     В Мурманске, на вокзале оформляемся в комнату отдыха. Трехместный номер на сутки стоит 2100 руб (по 700 руб с человека). Но душ и туалет общие.
     Оставляем вещи и идем в город. Галка тянет нас в Морской порт. Ее мечта прокатиться по Кольскому заливу до Североморска, где она когда-то давным-давно жила. Но увы, мечта рухнула. Морской порт не работает, пассажирских перевозок не осуществляет, а уж прогулочных и подавно.
     На причале в Мурманском порту стоит легендарный атомоход Ленин. Экскурсия на атомоход в 12 часов, но сегодня мы опоздали время уже начало третьего. Идем в город, гуляем по центральным улицам, обедаем в кафе. Погода пасмурная, прохладно. С трудом нашли в центре гастроном, купили продуктов для ужина. Вернулись в гостиницу.
     Вася с Галкой к 17 часам пошли покататься на катере, который ежедневно возит рабочих из порта на противоположный берег залива и обратно. Цена билета 17 руб. на человека в один конец. Я остался в гостинице.
     Около 18:00 ребята пришли довольные и делились впечатлениями, которые не испортила даже ветряная и прохладная погода.
     Ужинали в гостинице.

     

19 июля 2012 года. Четверг. Девятнадцатый день похода.
Мурманск.
Утром позавтракали в номере. Собрали вещи и 11:20 сдали номер. Вася остался на вокзале с рюкзаками, а мы с Галкой к 12-ти часам отправились на экскурсию на атомоход Ленин.
     На экскурсию неожиданно явилось много народу, человек 60. Сформировали три группы по 20 человек. Цена билета 100 руб. Длительность 2 часа. Для меня экскурсия на этом легендарном судне была очень интересна.
     После экскурсии покупаем копченого Палпуса домой. Цена от 420 до 460 рублей за кг (в зависимости от размеры рыбины) и возвращаемся на вокзал.
Теперь я остаюсь с вещами, а Вася с Галкой уходят покупать продукты в дорогу. Обедать не стали, обошлись перекусом на вокзале, пирожки, чай и т.д. в буфете.
     Наш поезд Мурманск-Москва отправляется в 18:20. На улице холодно, сильный ветер и дождь, люди ходят в пальто под зонтиками. Когда подали состав на посадку нам пришлось одевать плащи и чехлы на рюкзаки.
     Когда выехали из Мурманска в вагоне было всего несколько человек. В вагоне тоже холодно, горячей воды нет. Мы дождались горячей воды и поужинали. Все места заполнились позже в Мончегорске, Оленегорске, Кандалакше и т.д. Вася с Галкой ночью укрываются двумя одеялами.

     

20 июля 2012 года. Пятница. Двадцатый день похода.
В поезде Мурманск-Москва.
Весь день в поезде. За окном погода отвратительная. Сильный ветер и дождь на всем Кольском полуострове. Солнышко мы увидели только в Петрозаводске.
     Обычные развлечения спим, едим, кроссворды, судоку. На редких остановках прогулки. В общем, ничего нового, ничего интересного.

     

21 июля 2012 года. Суббота. Двадцать первый день похода.
Москва - Брянск.
Поезд прибыл в столицу нашей Родины город-герой Москву в 4 часа 40 минут.
     До открытия метро ожидаем на Комсомольской площади. После открытия метро внизу у касс столпотворение, длиннющие очереди за талонами на метро. Переезжаем на Киевский вокзал. Утром, с привокзальной площади отправляются автобусы до Брянска. Для нас это предпочтительнее, т.к. поезда приходится ждать пол дня. Мы с Галкой сразу к втобусу до Брянска, а Вася в ж.д. кассу за билетом на поезд. У него в Москве небольшое дело на три-четыре часа.
     По информации водителя, автобус отъезжает по мере заполнения мест, но не позже 7:00. Цена проезда увеличилась до 1000 руб, еще недавно было 800 руб. Сегодня все места заняты, автобус фактически отправился в 6:40. Последним в автобус сел Вася, т.к. билетов на поезда до вечера уже не было. Ему пришлось отложить Московские дела до следующего раза!
     В Брянск прибыли в 13:00. Нас встретили родные и близкие лица и развезли кому куда нужно!
     На этом поход завершен.

     


Фотоальбом похода можно посмотреть здесь.

А здесь видеоролик, снятый во время нашего похода:


Ю.Лучин
Брянск,
октябрь 2012г.

Вернуться к 1-ой части дневника


Комментариев нет:

Отправить комментарий