_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

Средняя Азия 2012. Дневник путешествия. Часть 3.




8 сентября 2012 года. Суббота. Двадцать первый день похода.
Ташкент. День четвертый. Встали поздно в 7:30 мск (местн 8:30). После завтрака отправляемся в ОВВиОГ, расчитывая, что хоть сегодня повезет и заберем документы утром. Но дудки, паспорта не готовы, приходите после обеда. Делать нечего нужно как-то провести время. Но время не проведешь!
     Меня тянет на Узбекский рынок, а Панина в центр. Мы расходимся с тем, чтобы в два часа (по местному времени) встретиться возле ОВВиОГ.
     Еду в сторону ипподрома, где расположен рынок на 103 автобусе. Довольно долго. На ипподроме у него не конечная остановка, но я узнаю местность и выхожу. Здесь, на одной гигантской площадке находится конгломерат базаров Узбекский, Корейский, Абу-Сахий и т.д., где какой с первого раза разобраться трудно. Первым делом мне надо поменять валюту. За моих 50 долларов предлагают 120000 сум, это мало, но объясняют что купюра "старая". Когда я отказываюсь, меня просят пройти к старшему меняле, который сидит рядом в чайхане, он может принять решение. Старший посмотрел купюру и предложил 125000 сум. Меня и эта сумма не устроила. Через полчаса, на другом рынке поменял эту же самую купюру за 135000 сум. Это чуть меньше, чем на Фархадском рынке, но все равно приемлемо.
     В принципе, мне покупать ничего не надо, кроме сувениров, поэтому я в основном глазею по сторонам. Продавцы заметно отличаются от наших, во всяком случае за штаны меня никто не хватает и насильно товар не всовывают. В основном товары расположены по принадлежности, бытовая химия в одном месте, ковры в другом, электроника в третьем и так далее. Товаров изобилие, но продуктов практически нет, только несколько рядов у входа. По ценам, вот например: летняя рубашка с коротким рукавом стоит 15000 сум (174 руб), женская тюбетейка 6000 сум (70 руб). А ведь можно еще и поторговаться...
     В 12:30 мск (местн 13:30) выхожу к маршруткам, где узнаю, что в нужную мне сторону где находится ОВВиОГ прямых маршруток нет, нужно ехать с пересадкой. Учитывая, что время поджимает, останавливаю городское такси и за 5000 сум (58 руб) через 20 минут я на месте.
     Наши документы опять не готовы, предлагают ждать... пока начальник их подпишет. Складывается такое впечатление, что просто вымогают взятку. Таких как мы, получателей, собралось довольно много, около десяти человек, поэтому где-то через час ожидания стопка паспортов уплывает в руках работника ОВВиОГ к начальству и через тридцать минут возвращается обратно. В общей сложности пришлось ждать полтора часа. Но я, в это время, неплохо пообедал в кафе, расположенном на территории ОВВиОГ. Котлета по-Киевски с горой риса обошлась мне в 6100 сум (70 руб). Паспорта нам вернули без всякой росписи, т.е. забрать его мог кто угодно, не обязательно было сидеть нам двоим. В паспорте появился штамп временной прописки с адресом и датой - сроком действия до 5 октября.
     Идем домой. Далее по плану уехать на вечернем поезде в Бухару, расстояние до которой от Ташкента около 600 км. Быстро собираем минимум вещей. Я беру пакет, в нем фотоаппарат, документы, навигатор, запасные батарейки, мыло, блокнот, очки и т.д. Рюкзак остается дома.
     Время 17:00 мск (18:00) мы у ж.д.кассы. Билетов на поезд № 662 Ташкент-Бухара, всего четыре штуки - все купейные и в разных вагонах.
     Видя наше замешательство, кассир предлагает подождать двадцать минут, т.к. в продаже должна появиться бронь. Мы соглашаемся и нам ровно через 25 минут предлагают два верхних места в одном купе. Наши паспорта проверяются кассиром на наличие временной регистрации... Стоимость билета 47000 сум (545 руб). Берем не раздумывая чтобы никто не перехватил, те четыре билета, что нам предлагали раньше, уже давно выкуплены...
     Время до отправления еще есть, и мы идем ужинать в кафе около вокзала. Берем по 0,5 пива, по салату, я заказываю плов, Панин лагман, половину лепешки. За все вместе 16900 сум (196 руб).
     Берем в дорогу 1,5 литра пива и бутылку минералки, идем на вокзал. При входе на территорию вокзала у нас опять проверяют наличие билетов и паспорта. При входе в здание вокзала, опять проверка, теперь уже вещей - досмотр с помощью рентгена. Ставлю пакет на ленту транспортера, а сам прохожу через рамку. Рамка пищит почти у всех, но никого не проверяют.
Забираю пакет.
     Теперь нужно зарегистрироваться на рейс (поезд). Подходим к одному из двух столов, у нас бегло проверяют паспорта и билеты. На обратной стороне билета появляется жирный красный штамп, без которого в вагон не посадят. Наконец мы на вокзале. Народу много, сидячих мест на всех не хватает, во всяком случае на первом этаже. Объявления по радио делаются на узбекском и русском языках.
     Наш поезд № 662 на BUXORO (так пишется Бухара на узбекском) отправляется в 19:25 мск или 20:25 по местному времени. Вагон купейный, чистенький. Полки мягкие. Мы, пока ждем отправления, пьем пиво. Потом у нас проводник забирает билеты и мы ложимся спать.
     Некоторое время не сплю, думаю о мерах безопасности. Сравниваю свободный Кыргызстан и совершенно противоположный в этом вопросе Узбекистан. С одной стороны меня, как человека привыкшего к свободе, эта атмосфера недоверия и постоянного контроля стала как-то напрягать, но с другой стороны есть мнение, что лучше потерпеть эти меры безопасности, нежели оказаться участником какой либо нештатной ситуации. Многое конечно зависит от людей осуществляющих контроль, их такта и воспитания, а люди разные...
     Так и не решив что лучше, я заснул.

9 сентября 2012 года. Воскресенье. Двадцать второй день похода.
Бухара. Навои. Разбудили нас в 5:10 мск (6:10), за тридцать минут до прибытия поезда в Бухару. За окном вагона чередующиеся пейзажи, а именно: степь, полупустыня, пустыня. Очень красив восход солнца над песками пустыни, который мы наблюдали в 6:15 по местному времени.
     Бухара. Это самая южная точка нашего маршрута. На привокзальной площади, несмотря на ранний час много таксистов, которые встречают пассажиров со столичного поезда. Но мы возвращаемся назад к зданию вокзала, т.к. вспомнили, что забыли посмотреть расписание обратных поездов.
     Вход в здание вокзала по билетам, на входе опять досмотр моего пакета (просветка) и вопросы зачем мы идем. Приходится отвечать. Заинтересовались аккумуляторами и батарейками обнаруженными у меня в пакете. Спрашивают что это? Отвечаю: - Батарейки и аккумуляторы. Объяснению не верят, пришлось доставать и показывать.
Следует вопрос: - А для чего я их везу?
Объясняю: - Для фотоаппарата.
     Далее следует недоуменная пауза. Достаю и показываю фотоаппарат. Охранник берет у меня фотоаппарат крутит в руках и недоверчиво разглядывает его со всех сторон. У него на лице написано желание спросить еще что либо, но видно что мысли в голову не приходят и это его беспокоит. Пока он напряженно думает, я забираю из его рук фотоаппарат и ухожу к стенду с расписанием. Спиной чувствую как он смотрит мне в след.
     В расписании есть обратные ежедневные поезда Бухара - Ташкент № 661 отправление в 20:05 по местному времени, прибытие в Ташкент в 6:00 и поезд № 009 отправление 08:05 с прибытием в Ташкент в 15:08 (местн). Записываем себе на всякий случай эти поезда и беспрепятственно покидаем здание вокзала.
     На привокзальной площади таксистов стало поменьше. Мы проходим чуть дальше, к маршрутным такси. Городская маршрутка № 68 идет от ж.д. вокзала до "Пожарки", т.е. в Старый город, куда нам и надо. Стоимость проезда 7500 сум с человека (8,7 руб). Маршрутка отправляется по мере заполнения всех мест.
     Совершенно неожиданно для нас оказалось, что ж.д. вокзал расположен очень далеко, в 13-ти километрах от центра города, в пригородном поселке Каган. Поэтому мы едем мимо полей и пустынных улочек, довольно долго.
     Наконец в 6:30 мск (7:30) мы у "Пожарки", здесь начинается Старая Бухара. Народу никого, т.к. рано. Туристы наверное еще спят после разгульного субботнего вечера, а местные торговцы, подсчитывая вчерашнюю выручку, тоже не торопятся, т.к. знают, что товары продавать некому. Мы ходим в гордом одиночестве, разглядывая и фотографируя объекты седой старины.
     Бухара - один из древнейших городов Средней Азии, основанный около 2500 лет назад. Титулы "Звезда исламского мира" и "святой город Средней Азии" Бухара получила не зря - в средние века здесь насчитывалось 360 мечетей и 80 медресе. Старая легенда гласит, что на все мусульманские города с неба нисходит свет благодати, и только над Бухарой он поднимается вверх. Ходить по Старой Бухаре, основанной ещё в первых веках до нашей эры, приходится буквально по памятникам древних цивилизаций. (Из интернета). Когда пытаюсь представить это себе - мурашки бегут по спине!
     До наших дней сохранились отдельные участки стены старинной цитадели, более 140 архитектурных памятников мусульманской эпохи и удивительные кварталы и узкие улочки старого города.
     Мы прошли весь старый город вдоль и поперек. Я не буду приводить в дневнике исторических справок по тем или иным сооружениям, т.к. они приведены в пояснениях к фотографиям в моем фотоальбоме.
     Однако, чтобы добавить в дневник немного экзотики, скажу, что мы посмотрели Медресе Надир-Диван Беги, медресе Кукельдаш, Ханаки Диван-Беги, расположенные на центральной площади Ляби-Хауз. Потерли на удачу бронзового Ходжу Насреддина. Побывали у древней мечети Магоки-Аттари. Посетили торговые купола Таки-Саррафон, Таки-тельпак Фурушон, Тим Абдулла-хан, Так-и заргарон.
     Естественно не могли пройти мимо центрального архитектурного ансамбля Бухары - Пои-Калян и медресе Мири-Араб.
     Побродили вокруг рядом расположенных медресе Улугбека и медресе Абдулазизхана.
     Обошли древнюю цитадель Арк в Бухаре, прибежище последних эмиров, но она к сожалению была закрыта на реставрацию и во внутрь мы не попали.
     Да где мы только не были... Очень запомнился, древний, построенный на рубеже IX и X веков, и прекрасно сохранившийся мавзолей Саманидов правителей первого Среднеазиатского государства.
     Мечеть Боло-Хауз, медресе Модари-хан, медресе Абдуллахана - всего не перечислишь. Я не выпускаю фотоаппарат из рук, добросовестно снимаю все подряд.
     Старинные сооружения зачастую стоят рядом с современными постройками (в основном гостиницами), которые трудно отличить от них, т.к. внешние фасады оформлены под старину.
     Много сувениров, ковров, украшений. Цены примерно в полтора раза дороже чем в Ташкенте.
     Погуляли в центральном парке, посетили мемориальный комплекс памяти павших в годы войны. Обедать отправились на базар, но знаменитого Бухарского плова так и не нашли, может потому, что пришли поздно, а может его просто в воскресенье не готовят. Не знаю, но было досадно. Пришлось ограничиться пивом.
     На рынке мы спросили:
     - Как попасть на автовокзал, откуда можно уехать в Навои? Нам ответили:
     - Туда ходит маршрутка три девятки.
     Пошли искать, на деле оказалось, что это маршрутка - три двойки. Собственно для них (местных) разница не большая, как они называются на русском языке, три девятки или три двойки, а со стороны очень заметно, что наш Великий и Могучий сдает свои позиции в Средней Азии.
     Перед автовокзалом в Бухаре много таксистов. До Навои просят 20000 сум с человека, потом 15000 сум, потом соглашаются везти за 10000 сум.
     Мы, так и не дойдя во автовокзала, принимаем предложение и уезжаем на такси.
     Ехать сравнительно не далеко, чуть более 120 км, в 14:15 (мск) мы уже приехали. В Навои автовокзал находится на трассе, до центра города нужно ехать на автобусе № 19. Нужно так нужно, садимся на автобус и едем до базара. Стоимость проезда 300 сум с человека. На базаре идем обедать. Панин заказывает лагман, а я балык (рыбу), кроме этого берем по салату и
полторашку пива. Жаренная рыба мне понравилась, рыбки небольшие, но их слишком много, целая гора. Еле съел, Панину пришлось помогать мне. За все заплатили 20000 сум (232 руб).
     Пешком идем в центр. Осматриваем город. Много зелени, широкие проспекты. Дошли до гостиницы Навои, которая находится в центре города. Погуляли в парке около большого городского озера. Собственно смотреть-то больше и нечего, достопримечательностей нет. Навои новый город, был заложен в 1958 году в связи с активной разработкой урановых рудников.
     Учитывая это, мы решили не задерживаться в Навои, где по плану мы должны были переночевать, а ехать далее - в Самарканд, всего-то 160 км.
     На такси возвращаемся на автовокзал. В справочной узнаем, что рейсов с автовокзала сегодня на Самарканд уже не будет. В 17:30 по местному времени должен быть автобус из Учкудука, но его нужно ждать на трассе в интервале с 17 часов до 18 часов. Мы ждали этот автобус около полутора часов, но так не дождались..., только потеряли время.
     Уезжаем в Самарканд опять на такси. Стоимость проезда 20000 сум с человека (232 руб). В пути были около двух часов, водитель ехал очень быстро, но на дороге местами велись ремонтные работы и были протяженные объезды. В Самарканд приехали когда было уже темно. Нас высадили на окраине. До центра города пришлось добираться на городском такси. Мы попросили отвезти к недорогой гостинице, водитель согласился за 6000 сум (70 руб).
     Гостиница у железнодорожного вокзала (не запомнил название) действительно оказалась недорогой. Но у нее отсутствовала лицензия на размещение иностранных граждан, каковыми мы являлись. Поэтому поселить нас не могли. Администратор гостиницы Наргиса, очень отзывчивая женщина, проявила максимум внимания к нашим скромным персонам, позвонила своей коллеге в отель "N" (не буду называть его наименования) и договорилась, что бы нас приняли. Больше того, чтобы нам не плутать по темным улицам незнакомого города в поисках нужного адреса, знакомая из отеля "N" сама приехала за нами на машине.

     

В результате мы поселились в замечательном, уютном отеле, расположенном в самом центре Самарканда на улице Регистан, за 20 долларов с человека (640 руб), хотя как оказалось номер стоит гораздо дороже (нам сделали скидку по просьбе Наргисы, учитывая что мы приехали поздно вечером). Поскольку сумов у нас к тому моменту уже не было (все ушло таксистам), мы по договоренности расплатились непосредственно долларами.
     Номер очень приятный, качественная отделка, удобные кровати, в номере есть все, что нужно, включая телевизор.
     Мы оставив рюкзаки, пошли в магазин за продуктами. На центральной улице все необходимые магазины рядом. Купили колбасы, помидоров, огурцов, бутылку водки. Как приятно после напряженного дня вытянуться на мягкой кроватке.... Покоящееся тело всегда стремится пить пиво и смотреть фильмы. Поэтому ужинаем в номере под телевизор, от которого уже за 22 дня отвыкли. День был очень суматошный и насыщенный, бутылка водки разошлась как-то незаметно.

     

10 сентября 2012 года. Понедельник. Двадцать третий день похода.
Самарканд. Ташкент. Встали утром не торопясь, в 7:00 мск (8:00), собрали свои пожитки и почти сразу, не завтракая, вышли в город. Сначала, конечно, на комплекс Регистан, рядом с которым находился наш отель.
     Площадь Регистан входит в число красивейших площадей мира, ее называют жемчужиной Центральной Азии. Эту славу площадь приобрела благодаря уникальным памятникам средневекового восточного зодчества, окружающим ее с трех сторон в виде прекрасного архитектурного ансамбля: медресе Улугбека (1417-1420 гг.), медресе Шер-Дор (1619-1636 гг.) и медресе Тилля-Кари (1646-1647). Этот ансамбль считается величайшим среди сооружений Исламского мира.(Из интернета).
     Действительно, есть что посмотреть и чем полюбоваться. Очень величественные сооружения. Но вход на площадь платный.
Здесь я сделал много фотографий с разных ракурсов и мы отправились дальше, к усыпальнице Темура (Тамерлана) - мавзолею Гур Эмир. Там тоже вход платный, стоимость, как и везде, сильно зависит от национальности - с русских за вход берут 80000 сум (с местных меньше, с англоязычных туристов больше). Получается, что правила для всех одни, а тарифы разные... Мы заходить во внутрь не стали, т.к. с сумами напряженка, хотя конечно с головой окунуться в историю и узреть воочию самое большое в мире надгробие из цельного куска нефрита, наверное все-таки следовало бы.
     Заглянули в мавзолей Рухобад, построенный по личному приказу Амира Темура для своего верного подданого, святого и особенно почитаемого современниками шейха Бурханеддина Клыч Сагарджи.
     Позавтракали в кафе на улице Регистан. Потом отправились к мечети Биби-Ханум. Хотели пройти кратчайшим путем, но заблудились в узких улочках Самарканда, попали в тупик. Пришлось возвращаться обратно и идти где ходят все, т.е. по улице Ташкентской.
     На улице Ташкенской много магазинов. В одном из них мы последние деньги потратили на сувениров. В этом же магазине хозяйка любезно согласилась поменять нам доллары на сумы. Я отдаю 50 долларов и получаю взамен 135000 сум. Повезло, теперь не нужно идти на рынок и искать менял.
     Вход в мечеть Биби-Ханум тоже платный. Но нам удалось зайти вовнутрь и осмотреть ее, пока нас не обнаружили не предложили купить билеты. Мы извинились, сославшись на свое незнание местных обычаев и порядков, и покинули мечеть. Иногда лучше прикинуться дурачком, чтобы не выглядеть идиотом.
     Мечеть Биби-Ханум очень величественное сооружение, ее голубые купола видны издалека. Биби-Ханум - любимая жена Амира Темура (Тамерлана). Историческую справку о строительстве мечети и красивую легенду связанную с ней я не привожу, т.к. эту информацию можно почитать в пояснении к фотографии в моем альбоме.
     После этого мы посетили мавзолей Биби-Ханум и комплекс мавзолеев Шахи-Зинда.
     В завершении длинного пути, мы случайно оказались на автомобильной стоянке у самаркандского базара, откуда автобусы, отправляются в Ташкент. Это приятно удивило. Сразу возникла мысль, а не пора ли нам возвращаться?
     По времени 13:00 (местн) - самый солнцепек. Очень жарко.
     Автобусов много, они отъезжают по мере наполнения. В первом мест уже не осталось, следующий отправляется не скоро. Приходится опять обращаться к таксистам. До Ташкента примерно 280 км., таксисты просят 20000 сум (232 руб) с человека. Приемлемо, соглашаемся. Водитель ищет еще двоих пассажиров, после чего мы выезжаем. Доехали без приключений, в районе города Джизак, в сельской местности, остановились пообедать в придорожной чайхоне.
Здесь возникли трудности общения - официант молодой парень не понимал по-русски, а мы соответственно не понимали по узбекски. Пришлось объясняться всем миром - с помощью добровольных переводчиков мы узнали, что плов нужно долго ждать, шурпу готовят не порциями, а подают общим блюдом на несколько человек (мясо большим куском). Остановились на самсе. Джизагская самса большая, можно разорвав тесто вверху есть мясо вилкой как из "горшочка". Мне особенно понравилось то, что не надо ее кусать. Одна самса и зеленый чай обошелся 4800 сум (55 руб). Там же, в дорогу взяли по 0,5 пива.
     В начале шестого вечера по местному времени мы были уже в Ташкенте, недалеко от дома, где мы жили.
     Я зашел в интернет кафе, но связаться ни с кем не удалось, проверил почту - писем тоже нет. Тем временем Панин закупил продуктов на ужин. На ужин пельмени, овощи и фрукты.Подвели итог дня. Получилось, что на обратную дорогу, передвигаясь на такси, мы затратили 50000 сум., а ж.д. билеты нам обошлись 47000 сум. Почти что одинаково…

     

11 сентября 2012 года. Вторник. Двадцать четвертый день похода.
Ташкент. Утро. Сегодня по плану день проводим в Ташкенте. Необходимо подготовиться к завтрашнему дню – поездке в горы и определиться с сувенирами.
     После завтрака мы быстро собираемся и едем в центр. Чтобы не ходить друг за другом, опять принимаем решение разделиться и встретиться у дома в назначенное время. Панин выходит на станции метро Mustaqillik Maydoni, что значит Площадь независимости. А я выхожу на следующей станции Amir Temur Xiyoboni, что означает Сквер Амира Темура.
     От сквера Амир Темура мой путь лежит на Алайский рынок, где я обхожу продуктовые ряды, попутно заглядывая в сувенирные лавочки. Потом возвращаюсь обратно, прохожу по бульвару, где торгуют художники сувенирами (вблизи ул Сайилгох). Далее в ЦУМ. В ЦУМе мне понравилось больше всего, выбор сувениров большой и цены порой ниже чем на рынке.
     После Цума вышел на проспект Шарафа Рашидова, развернулся и по улице Миробад, вышел на ул. Шота Руставели. По самым скромным подсчетам весь мой путь составил около 7 километров.
     Там я сажусь на автобус № 98 и еду на Узбекский рынок, покупать тюбетейки. Замучился пока нашел, то что искал. Купил. Обратно еду на 40-ой маршрутке. Приехал домой на полчаса раньше, чем договаривались. Купил пива, чипсов сижу во дворе на лавочке, коротаю время, отдыхаю.
     Когда появился Панин, мы идем в магазин и закупаем продукты для трехдневной поездки в горы. Ужинаем дома.
     С вечера уложить рюкзаки, по ряду причин, не удалось, откладываем это дело на утро.

     

12 сентября 2012 года. Среда. Двадцать пятый день похода.
Ташкент - Урочище Бельдерсай. Подъем в 6:00 мск (7:00). Сегодня по плану у нас Чимганские горы! Завтрак. Сборы. Много ненужных вещей оставляем, берем только необходимое. Но рюкзак все равно тяжелый, в основном из-за запасов воды (у меня в рюкзаке 5 литровая бутыль с водой). Денег на двоих осталось 76000 сум (62000 сум у меня и у Панина 14000 сум). Решаем, что этого должно хватить.
     Из дома вышли в 8:30 мск (9:30). Едем на трамвае, чтобы избежать обысков вещей в метро. Сначала на трамвае № 9 до Северного автовокзала, потом пересадка на трамвай № 13 и до остановки метро им.Горького. Весь путь занял 50 минут.
     В районе метро им.Горького у гостиницы есть небольшая площадка, откуда частники, таксисты и маршрутчики возят пассажиров в северо-восточном направлении. В основном это Чирчик, Газалкент. Нам нужно сначала доехать до Газалкента, а оттуда искать маршрутку или такси до канатной дороги в урочище Бельдерсай.
     В первой маршрутке все места оказались занятыми и она сразу уехала. Моментально же на посадку подъехала следующая маршрутка. В ней багажника не оказалось и нам пришлось залезть в салон с рюкзаками. Хорошо, что у остальных пассажиров крупных вещей не было. Ехать до Газалкента около часа.
     В Газалкенте выяснилось, что маршруток до Бельдерсая нет, т.к. сегодня не выходной день. Обычно это направление пользуется популярностью по выходным, когда народ отдыхает в горах. А сегодня среда. Приходится опять воспользоваться услугами такси. Водитель называет стоимость проезда на такси по 5000 сум с человека. Получается за машину 20000 сум (четыре человека по 5000 сум). Мы соглашаемся, но таксисту нужно еще найти двоих пассажиров, а их нет. После непродолжительных поисков он предлагает нам ехать вдвоем за 18000 сум, потом через некоторое время опускает планку до 15000 сум. (174 руб). На это предложение мы соглашаемся, так как ждать уже надоело, и уезжаем. Ехать сравнительно не далеко около 25 км.
     Приехали к самому подножью канатной дороги. Отметка 1400 м над уровнем моря. Канатно-кресельная дорога, на гору Кумбель (отм.2880 метров) протяженностью 2,5 км построена для обслуживания лыжников, но летом тоже работает, поднимает желающих в горы. Стоимость подъема до верхней станции - 7000 сум (81,2 руб), в эту стоимость входит вес вещей (до 15 кг), которые можно провезти бесплатно. Работает с 9:00 до 17:00 по местному времени. Если желающих подняться мало, канатку могут остановить и вновь запустить, когда наберется достаточное количество пассажиров (не менее 10 человек). Посадочное место канатки представляет из себя открытое двухместное кресло, прикрепленное штангой-подвеской непосредственно к канату. Садится в кресло нужно на станции на ходу, рюкзак (если он есть) на соседнее место закидывает работник станции. Поездка до верхней станции (отметка 2100 м) длится 35 минут.
     От площадки у верхней станции, далее, почти на самую вершину горы Кумбель (до отметки 2350 метров) ведет другая, канатная дорога (буксировочная) протяженностью 700 метров, но летом она естественно не работает.
     Мы дождались своей очереди, Панин уехал первый. На канатке я в первый раз! Страшно, но жизнь вынуждает нас многие вещи делать добровольно! Стал на исходную позицию, сзади подъехало кресло, сидением толкнуло меня под коленки и я плюхнулся в него. Рюкзак забросили на место рядом со мной. Канатка идет достаточно плавно и ровно, но когда зажим проходит по балансирным роликовым батареям на опорах кресло сильно дергается. Высота над землей колеблется от нескольких метров до нескольких десятков метров. В отдельных местах, мне показалось, что я болтаюсь на высоте около ста метров. Короче жуть! Я высоты боюсь, поэтому уцепился двумя руками мертвой хваткой за штангу.
     Панин чувствует себе уверенно, машет мне руками и вертится в кресле. А я даже голову боюсь повернуть, сижу тихо-тихо, чтобы не шелохнуться.
     Чуть погодя, чувство долга все-таки пересилило страх и я, кое-как, достав одной рукой фотоаппарат, сделал несколько снимков и даже снял кусочек видео. Кадры вышли не очень, т.к. снимать пришлось против солнца.
     Поднялись вверх. У верхней станции небольшая ровная площадка, где в основном и гуляет, поднявшийся вверх, народ. Здесь же можно за отдельную плату покататься на лошадях. Из удобств - несколько биотуалетов. Конечно располагаться здесь на ночевку нам не хотелось и мы решили подняться выше. И поднялись...
     Известно, что в горах расстояние измеряется не в метрах или километрах, а в часах и в килограммах. Поэтому после хорошего крутого подъема в 40 минут с 45-ю килограммами на двоих, мы нашли хорошую площадку для стоянки, защищенную от ветра кустами и камнями. Ученые утверждают, что человеческий организм растёт лишь до 25 лет, но об этом, вероятно, не знает мой живот, который продолжает расти и дальше, основательно мешая мне при подъеме в гору.
     Оставив рюкзаки на этой площадке, мы налегке поднялись на самый верх горы. На вершине метеоплощадка, шарик радара и несколько строений. С высоты видны все окрестности и вершина Большого Чимгана, покрытая снегом. Однако вдали долины и горные вершины покрыты дымкой так, что даже солнце вечером село не за гору на горизонте, а опустилось в туман. Пока мы лазали по горе обнаружили несколько деревянных чурбаков, оставшихся от ремонта опор линии электропередач, которая идет к верхней станции буксировочной канатной дороги.
     Захватив чурбачки, мы спустились к стоянке. Разбиваем лагерь, устанавливаем палатку, выкладываем старое кострище камнями. Палатку сразу укрепляю штормовыми растяжками. Затем перекус, после которого я опять отправляюсь фотографировать окрестности.
     На закате поднялся сильный юго-западный ветер. Кострище пришлось переносить от палатки подальше. Темнеет очень быстро. Мы разводим костер. Чурбачки сухие, горят хорошо, но сильно коптят и воняют креозотом.
     Но мы все равно рады, так как это наш первый костер за весь поход, да еще на вершине горы. Мы сидим у костра, а над нами бездонный купол звездного неба. При чем кажется, что мы сидим в центре звездной полусферы. Что еще нужно туристу?
Правильно, ужин. На ужин готовим макароны сдобренные топленым маслом. Допиваем бутылку водки начатую на перекусе. На закуску помидоры, огурцы, виноград.
     Ветер сильный, треплет изрядно, но не холодный. На мне одета футболка и старый выцветший анорак из палаточной ткани. Не холодно. От костра тело и свет.
     Сидели долго пока не сгорели все дрова и запасы хвороста. Ночью в горах видны отдельные огоньки, где-то стоят дома, где-то по трасам едут машины, доносятся обрывки музыки, лай собак. А мы сверху все видим и слышим, в голову приходит мысль, что может и на наш костер сейчас кто-то смотрит…
     Но рано или поздно костер догорает, мы убираем все и укладываемся спать. Ночью ветер стих. Я долго не мог уснуть, лежал и думал, что этот день и вечер – самые лучшие в нашем походе, если не принимать в расчет подъем по канатной дороге.

     

13 сентября 2012 года. Четверг. Двадцать шестой день похода.
Урочище Бельдерсай. Чимган. Чарвакское водохранилище. Проснулся в 7:00 мск (8:00)и вылез из палатки. Погода солнечная, но горы опять в дымке. Сверху видно, что канатка еще стоит (не работает). Беру фотоаппарат иду запечатлеть освещенные утренним солнцем склоны гор. Потом развожу горелку ставлю воду для чая.
     Просыпается Панин. Мы не спеша завтракаем. Я собираю палатку. Воды осталось 2 литра, разливаем по бутылкам - на дорогу хватит.
     Сегодня по плану мы должны добраться через поселок Чимган до Чарвакского водохранилища.
Спускаемся к верхней станции канатки. Она уже работает и на площадке много людей. Желающих уехать вниз утром нету, поэтому мы первые.      По ощущениям спускаться вниз даже страшнее, чем подниматься, потому что при подъеме если смотреть прямо
перед собой, взгляд упирается в земную твердь (которая перед носом), а когда спускаешься и смотришь перед собой, то земли не видишь и кажется что она очень далеко.
     При спуске опять пересиливаю свой страх, достаю фотоаппарат и делаю несколько снимков. С утра солнце светит в спину.
     Подъезжая к нижней станции, внизу на земле я мельком заметил мужчину с фотоаппаратом, который что-то фотографировал, я не придал этому значению, так готовился к высадке, которая происходит так же как и посадка - на ходу.
Панин уже ждет меня на выходе. Я соскакиваю с кресла, рюкзак мне помогают снять и я скорее, скорее прочь от этого места...
     На стоянке у станции стоят несколько машин, но отъезжающих не видно. Чтобы не терять время, мы решаем идти до трассы на Чимган пешком (около 3 км) и останавливать попутные машины, если таковые обнаружатся.
Одеваем рюкзаки и в путь. Дорога на всем протяжении серпантин поднимающийся в гору. На обочине растут алыча, терновник, крупный шиповник и боярышник.
     Несколько легковых машин обогнало нас, но мы их не останавливали, т.к. видно было, что все места заняты. Уже в конце пути, одна машина сама остановилась и нам вручили наши фотографии на подъемнике. Оказывается тот фотограф, о котором я упомянул выше, сделал два снимка, но не успел нам предложить выкупить их, т.к. мы быстро ушли. Вид у нас был наверное измученный (шли в гору под рюкзаками на жаре под палящим солнцем) в связи с чем нас пожалели и деньги за фото не спрашивали. А мы сами заплатить как-то не догадались.
     Три километра мы осилили за 45 минут, не останавливаясь на отдых.Трасса более оживленная, нежели съезд к подъемнику Бельдерсай. Через 10-15 минут частник на "Жигулях" сам остановился и предложил подвезти нас. В машине двое пассажиров уже есть и нам по пути. Мы не отказываемся.
     В самом поселке Чимган останавливаться не стали, так как там ничего интересного нет. Из машины посмотрели на склон горы по которому зимой катаются горнолыжники и сразу поехали дальше, на Чарвакское водохранилище. После того как мы проехали поворот на Бричмулу (до которой отсюда 14 км), сверху открылось голубое блюдце Чарвакского водохранилища. Чуть далее, на берегу, видны пирамиды корпусов пансионата.
     Мы, проехав 18 км, выходим, расплачиваемся с водителем (10000 сум = 116 руб за двоих) и спускаемся по крутому склону к воде. Идем вдоль берега и останавливаемся не доходя до территории пансионата в лесопосадке молодого кедровника. Дует напористый ветерок. Место для стоянки хорошее. Только до воды идти далеко, метров 250, т.к. уровень воды в водохранилище, в середине сентября, низкий. Берег галечный с выносами глины. Вода вдали от берега небесно-голубая, а вблизи берега мутная, т.к. волны размывают глину.
     Панин отправляется купаться, захватив с собой пустую пятилитровую бутыль (для воды), я один на ветру пытаюсь установить палатку, что не есть гут (немецк.). В результате долгой и упорной борьбы с ветром палатка была установлена и
надежно закреплена штормовыми растяжками. Тут пришел посвежевший Панин с водой. Сказал, что воды набрал в корпусе пансионата и купался там же, в открытом бассейне. В водохранилище на дне крупные камни - заходить в воду плохо, да и вода мутная.
Тут же он вспомнил, что забыл наручные часы на бортике бассейна и пошел обратно, чем я воспользовался и сунул ему еще две пустые пластиковые бутылки для воды. Сам я, тем временем, занялся ремонтом своей кроссовки, у которой отклеилась подошва. Изрядно перепачкавшись клеем, я все-таки добился хорошего результата. Подошва приклеилась и стала даже лучше новой....И часы у Панина тоже нашлись. День явно удался.
     Затем обед, кипятим воду, для картофельного пюре. Едим и пьем по очереди из одной миски, одной ложкой. На то есть причины, а именно: во-первых, меньше мыть посуды, а во-вторых, Панин забыл дома ложку (и кружку тоже). Когда поставили воду для чая, наконец кончился газ в первом бездонном, как нам казалось, баллоне. Получается, что 400 грамм или мл газа нам хватило на 25 дней похода.
     Подключаю новый баллон, давление приличное, вода быстро закипает. Пьем чай. Хорошо. День идет на убыль.
Делать особо нечего. Панин в третий раз отправляется к бассейну (купаться), я сажусь писать дневник...,т.к. не делал записи уже несколько дней. Одновременно кипячу впрок воду (для питья), не жалея газа.
     Купающихся и загорающих днем на пляже мы не видели, и в пансионате отдыхающих тоже мало. Наверное в середине сентября многолюдно бывает только по выходным, а сегодня четверг. Или вообще считается, что сезон уже окончен...
     Время 16:44 мск (17:44) солнце уже спряталось за гору, стало прохладно. Пришлось одеваться.
От нечего делать, для улучшения быта, из трех покрышек, которые я нашел на берегу, и металлического дна от бочки соорудил столик, а из камней стулья. Пересчитали оставшуюся наличность, у нас на двоих осталось 28200 сум. (327 руб) - маловато. Но Деньги не главное в жизни. Главное - чтобы они не кончались!
     В 17:40 мск (18:40) начинаем готовить ужин. На ужин гречневая каша (в пакетиках), огурцы, помидоры. В 18:00 мск (19:00) уже темно. Пришлось есть при свете фонаря. Когда стемнело, ветер утих и стало всем счастье!

14 сентября 2012 года. Пятница. Двадцать седьмой день похода.
Чарвакское водохранилище. Ташкент. Я никогда не слышал, чтобы туристы страдали бессонницей, бесплодием или запором. И я в этом вопросе не исключение. Но этим ранним утром заснуть я не мог. Меня разбудило солнце, которое ярко светило прямо в глаза.

     

     Палатка была ориентирована входом на восток, а Панин уходя купаться не закрыл вход. Вылезать и закрывать полог мне было лень. Помучавшись минут тридцать, и так и не заснув..., я вылез из палатки. Мелкую пакость не придумывают, при взгляде на ближнего, она приходит в голову сама по себе. Но мне в голову ничего не пришло и я прямо высказал Панину все, что я о нем думаю. Хотел попить чаю, но котелок пустой, т.е. как говорят узбеки - чайхана (чаю хана).
     Тогда я пошел умываться и обнаружил, что уровень воды в водохранилище за ночь упал еще примерно на метр (по горизонтали).
     На завтрак чай, лепешка, печеночный паштет. Всего достаточно, но тут кончился сахар. Да, денек явно не задался... А тут еще на завтрак к нам пожаловал приблудный черный пес, который доел остатки паштета и колбасы, а после этого долго не отходил от нас. Этот пес так надоел, что мне даже захотелось перечитать Му-му Тургенева И.С.
     После завтрака я не спеша собираю разбросанные вещи и сворачиваю палатку, а Панин опять пошел купаться, но на этот раз он залез-таки в водохранилище.
     В 9:28 мск (10:28) выходим. Для того чтобы выйти на трассу, нужно пройти почти всю территорию пансионата. Идем возле гостиницы "Пирамида" мимо бассейна, перелезаем через забор, чтобы сократить путь и мы на трассе.
     Минут через десять-пятнадцать нас с трассы забирает частник до Газалкента за 8000 сум. (за двоих). Доехали быстро. Пересаживаемся в маршрутку до Ташкента, платим 6000 сум, за двоих. У нас остается всего 14200 сум.
Через час мы уже в Ташкенте, у метро им. Горького. Доллары поменять негде. Пересчитываем еще раз оставшиеся деньги и откладываем на проезд, я беру 1400 сум для того чтобы добраться на двух трамваях (с пересадкой), Панин - 700 сум, т.к. собирается ехать на метро. Остается 12100 сум. Время обеденное, хочется есть. Находим чайхону. Спрашиваю сколько стоит плов - 5000 сум. Должно хватить, заказываем по минимуму - два плова, половину лепешки и чайник зеленого чая.
     Когда мы поели, нам приносят счет - 12100 сум. Тютелька-в-тютельку. Нарочно не придумаешь. Повезло! Мы рассчитываемся и едем домой, каждый своим путем. Панину возле дома удалось в магазине поменять доллары, а я съездил на Фархадский рынок, променял доллары там и заглянул в интернет кафе, где просидел больше часа. Ужинали дома.
     Вот цены на Фархадском рынке в Ташкенте на 13 сентября 2012 года
(за 1 кг):
Виноград "Дамские пальчики" - 1000 сум (11,6 руб),
помидоры от 250 сум (3 руб),
персики 1000 сум (11,6 руб),
картофель отборный 1200 сум (14 руб),
морковь 600 сум (от 7 руб),
лук 600 сум (от 7 руб)
мясо от 13000 сум (150,8 руб),
мясной фарш 9000 сум (104,4 руб),
огурцы от 800 сум (9,3 руб),
сахар кусковой 4000 сум (46,4 руб),
сахарный песок 3400 сум (39,4 руб),
яблоки 900 сум (10,4 руб),
крупа гречневая 3800 сум (44 руб),
мука в/c 2200 сум (25,5 руб)
но купить можно и дешевле, если затратить немножко усилий и поторговаться.

     

15 сентября 2012 года. Суббота. Двадцать восьмой день похода.
Последний день в Ташкенте. Рано утром 16 сентября мы улетаем в Москву. Поэтому на сегодня запланированы дела, которые раньше мы по каким-либо причинам откладывали или не могли сделать.
     Утром завтракаем и отправляемся в центр. Сегодня Панин решил совершить заплыв по каналу Анхор мимо здания Сената республики Узбекистан. С 1980-го по 1996-й годы он с друзьями, по клубу "Моржи", круглогодично плавал по этому маршруту. Канал берёт горную воду из реки Чирчик и протекает через весь город. Летом, по его словам, заплывы - это спасение от азиатского зноя, зимой - особое удовольствие от общения с интересными людьми. Моя миссия, как соучастника: принять одежду в точке старта и доставить ее в конечный пункт заплыва.
     Мы едем на метро до станции "Площадь независимости", выходим на поверхность. Далее через площадь Свободы, мимо монумента "Узбекской Матери с ребенком", далее через канал Анхор по мосту, на котором установлена будка полицейского поста.
     Здесь на набережной Панин раздевается и погружается в воды Анхора. Голый человек подозрений полиции не вызывает, наверно потому что оружие спрятать не куда.
     Я забираю одежду и иду по аллее вдоль берега. Протяженность заплыва 570 метров, как я говорил уже, мимо здания Сената республики Узбекистан до клуба моржей, который расположен по правому берегу на мысе, где река поворачивает на запад.
Обустройство клуба, по мнению Панина, сохранилось таким, каким оно было в давние времена, а вот только клубный дух куда-то безвозвратно ушёл.
     После заплыва, идем в Цум, покупаю сувениры, которые я присмотрел раньше. Затем пешком на Алайский рынок, там тоже покупаем сувениры и обедаем в чайхоне. На обед берем плов, салат, зеленый чай и лепешку.
     По дороге домой заглянул в интернет кафе. У самого дома купил пару пива по 1.2 литра и баночку селедки. Дома попили пива и начали собираться.
     Согласно правил авиаперевозки на один билет можно бесплатно провезти 20 кг багажа. За каждый лишний килограмм веса, как нам сказали, нужно доплачивать три евро. Мой рюкзак гораздо тяжелее 20 килограмм.
     Пришлось оставить много вещей: Панин оставил пенку, сидушку, треккинговые палки. Мне пришлось оставить газовый баллон, т.к. в самолете его провозить нельзя, и почти всю документацию по походу. Тяжелые дуги из стеклопластика и колышки от палатки, переложили в рюкзак Панина.
     Укладывались долго, потом ужинаем.
     Машина за нами пришла, как и договаривались в 22:30 мск (23:30). Нас вызвались проводить Юрий и Алексей, у которых мы были в гостях 6 сентября.
     Мы мило и трогательно прощаемся с гостеприимными хозяевами, у которых жили, и уезжаем в аэропорт.

     

16 сентября 2012 года. Воскресенье. Двадцать девятый день похода.
Ташкент. Москва. Брянск. До аэропорта добрались без приключений. Перед входом на территорию аэропорта прости-прощай с провожающими, слова напутствия и приветы для передачи....
     Через КПП, с предъявлением билетов и паспортов, проходим на территорию аэропорта Ташкент-2. Теплый вечер, в здании аэровокзала делать пока нечего, сидим на лавочке на крытой эстакаде. Ждем. Наш рейс UN-210 Ташкент Москва, авиакомпании Трансаэро. Вылет самолета 5:30 мск (6:30).
     Пока делать нечего, замотали рюкзаки широкой полиэтиленовой лентой на специальном устройстве. Услуга обошлась каждому 6000 сум. Подсчитал оставшиеся деньги, оказалось 18000 сум. (208 руб). В ближайшем киоске трачу почти все деньги на сувениры. Остается всего 2000 сум.
     Приходит время перебираться поближе к стойкам регистрации. При входе в здание аэровокзала досмотр вещей. Багаж ставим на ленту досмотрового комплекса, все из карманов в лоток. Проходим через рамку металлодетектора. Не звенит, нормально. К нашему багажу претензий тоже нет.
     В зале много народа, но местечко мы себе нашли. Чтобы потом не терять времени, заранее заполняем таможенные декларации. Бланки на столе в достаточном количестве. Особое внимание в декларации - это к валюте, главное чтобы ее не оказалось больше чем при въезде с страну. У меня оказалось меньше на 210 долларов, что соответствует 6720 руб. Остальную валюту (рубли, сомы) я не тратил.
     Интересный факт, по грубым подсчетам по территории Узбекистана за 12 дней мы проехали, прошли, проползли около 1680 км (не считая перемещений внутри городов). Получается 560 руб в день или 4 рубля на километр, почти как в Киргизии.
     В 2:05 мск (3:05) объявили регистрацию на наш рейс.
     У стойки длинная очередь из желающих зарегистрироваться. Мы становимся в хвост. Перед нами американцы с детьми, они летят до Москвы, а свой багаж отправляют в Сан-Франциско. Их оформляли очень долго. С нами все быстро, мы говорим, что мы летим вместе, рюкзак Панина на весы - 18,5 кг (на рюкзак клеится бирка и он уезжает по транспортеру), мой рюкзак - 21,5 кг (тоже бирка и тоже уезжает). Суммарный вес в норме, доплата не требуется. Выдают посадочные талоны. Ручную кладь (у нас по пакету в руках) не взвешивают, просто приклеивают ленточки-бирки. На этом регистрация закончена.
     Далее таможенный контроль. Становимся в небольшую очередь. Предъявляю таможеннику паспорт, старую и новую декларации, посадочный талон. Пакет ставлю на ленту досмотрового комплекса. Документы молча проверяются. Вопросов нет. Мне возвращают паспорт и посадочный талон со штампом таможни. Обе декларации остаются на посту.
     Далее паспортный контроль. Очереди практически никакой. Молча подаю паспорт, молча ставят отметку о выезде и мы в свободной зоне.
     В свободной зоне магазинов мало, всего пять. Три закрыты, а работают два ювелирный и сувенирный. Сидим ждем. На табло загорается наш рейс - выход B5. Идем к выходу В5. Опять стол регистрация пассажиров. Ставят отметку в посадочный талон. Далее досмотр. Тут уже серьезней. Перед тем как пройти через рамку металлодетектора нужно снять туфли, верхнюю одежду, ремень, все это вместе с ручной кладью положить на транспортерную ленту досмотрового комплекса, вынуть из кармана все металлические предметы. Людей много, а очередь никем не регулируется. Пассажиры кладут вещи на транспортер и становятся в очередь чтобы пройти рамку металлодетектора. Очередь движется медленно, а тем временем все что положили на транспортер, на выходе из него, собирается в огромную кучу. В этой куче потом все скопом роются, разыскивая свои вещи. Я долго искал свой пакет среди множества подобных, а у Панина пропала маленькая поясная сумка, потом правда нашлась.
     Оделись, обулись. Сидим в накопителе. Напротив нас магазин дути-фри спиртного. Зашел взглянуть на без пошлинную торговлю. Самая дешевая бутылка водки 0,5 литра стоит 6 евро (на дорогие я не смотрел). На рубли это около 250 рублей. Вышел, сижу и думаю зачем мне эта беспошлинная торговля, если я дома могу вместе с пошлиной дешевле в два раза взять. Единственный смысл купить спиртного и надраться перед вылетом или в самолете...
     Ждем у выхода на аэродром, представители компании Трансаэро (с аналогичными надписями на куртке) долго не могут найти ключи, чтобы открыть дверь. Но в конце-концов, мы выходим на аэродром садимся в автобус и нас везут к аэроплану.
     У нас это Боинг-777. Слово "аэроплан" произошло от греческого существительного "аэро" - "воздух" и узбекского глагола "план" - "летать" :-). Машина впечатляет. Высота более 18 метров, длина фюзеляжа 63 метра, размах крыльев более 60 метров. Поднимаемся по трапу и занимаем свои места. Некоторое время ждем... и вот мы в воздухе. Выслушиваем дежурное напутствие стюардессы: - При разгерметизации салона, пожалуйста, наденьте кислородную маску (чтобы другие пассажиры не видели ужаса на вашем лице...) и т.д.
     В салоне самолета большой ЖК телевизор на котором поочередно выводится информация: карта местности над которой пролетает самолет (причем карты показываются в трех масштабах - мир, страна, регион), полетная информация (высота полета, температура за бортом, время в пути, расчетное время прибытия в конечный аэропорт и т.д.) Вот вроде мелочь, а приятно.
     Если бы не те карты местности на экране, я бы никогда не смог (с высоты 10000м) догадаться, что мы летим, например над Аральским морем или дельтой Волги. Облачность появилась только вблизи Москвы. Через 4 часа с минутами после вылета, мягкая посадка и мы в Домодедово.
     Для Россиян прохождение пограничного контроля благоприятное, без очередей, отдельным коридором. Паспортный контроль, штамп и собственно все. Мы выходим в терминал за багажом. Первым выехал на ленту транспортера рюкзак Панина, через некоторое время мой. Забираем рюкзаки идем к выходу. В толпе встречающих вижу знакомое лицо, меня встречают. Потом длинный переход по аэровокзалу к железнодорожной платформе. Берем билеты, выходим через турникет на платформу и садимся на экспресс Домодедово - Москва.
     В Москве с Павелецкого вокзала перебираемся на Киевский. Берем билеты на поезд № 61 Москва-Николаев. В торговом центре "Европейский" покупаем продукты и пиво на дорогу, обедаем на вокзале и там же коротаем время до посадки в вагон.
Далее ничего интересного, отправление поезда 15:25 мск, прибытие в Брянск 21:19 мск. Все, мы дома.
     Это означает конец путешествия.

p.s. Информация к размышлению:

1. Следует отметить, что мы не сделали ничего нового, не прошли ничего неизведанного, просто МЫ ТАМ БЫЛИ!
2. Если у кого-то есть желание поехать в Среднюю Азию, но оно сдерживаются какими либо опасениями или страхами, отбросьте их (опасения и страхи) и поезжайте. Вы не пожалеете. Киргизия более открыта и свободнее для туризма, а Узбекистан дешевле и там больше исторических памятников.
3. Языковой барьер, как таковой, отсутствует, русским языком в той или иной степени владеют практически все (кроме детей и жителей дальних аулов). Местные жители доброжелательны и гостеприимны.
4. Время посещения выбрано нами удачно. С середины августа по середину сентября температурный режим умеренный, не жарко, обилие фруктов.
5. Следует иметь ввиду, что на побережье Иссык-Куля, как и в других местах практически нет дров. При организации ночевки на берегу озера в палатках газовая горелка необходима.
6. Чрезмерной контактностью, отличаются лишь пьяные киргизы – их, по счастью, немного, но если таковой покажется в вашем поле зрения, разговаривать с ним не нужно (трудно будет отвязаться). Знаем на своем опыте.
7. Следует учитывать, что топографические карты 60-80 годов прошлого века очень устарели и не соответствуют действительности. Более свежих топографических карт мы не нашли.
8. Могу дать бесплатный совет, можете воспользоваться им при переходе границ: Все хотят добра. Не отдавайте его.
9. И главное: перед поездкой необходимо ознакомиться с основными положениями миграционных и таможенных правил. Следует соблюдать законы и уважать национальные обычаи и традиции страны, которую вы хотите посетить. Восток дело тонкое!

Фотоальбом нашего путешествия по Средней Азии 2012 можно полистать здесь.

А здесь можно посмотреть видеоролик о нашем путешествии (21 мин):









Комментариев нет:

Отправить комментарий