_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

ШАВЛИНСКИЕ ОЗЕРА. Республика Горный Алтай. Дневник похода.

ЧАСТЬ 2.

18 июля 2009 года. День пятый.

Этот день по плану должен был быть днем отдыха. Поэтому во сколько время мы встали, я не помню. Однако к 10 часам утра, созрела мысль прогуляться (несколько часиков) к Верхнешавлинским озерам. Ромашка добровольно приняла решение остаться в лагере на хозяйстве. В 10 часов 13 минут по местному времени (7:13 мск) мы втроем налегке вышли в «радиалку». С собой взяли плащи, газовую горелку с баллоном, фотоаппараты и немного продуктов (в основном чай и печенье). Час времени потребовался чтобы обойти озеро Шавлинское от базового лагеря до впадения в озеро реки Шавла.
Выход в радиалку, к Шавлинскому леднику
В горах
Еще полтора часа потребовалось чтобы подняться до верхнего озера. К 14:30 по местному времени (11:30 МСК) мы обогнув по берегу верхнее озеро достигли его самой дальней точки. В этом месте путь нам преградил скальный прижим высотой около 50 метров. Мы стали перед выбором - продолжать путь вперед к Шавлинскому леднику или возвратиться назад в базовый лагерь. Взвесив аргументы за и против продолжения пути – а это были в основном ухудшающаяся погода и недостаток времени, мы приняли решение возвратиться в базовый лагерь, несмотря на то, что проделанный путь придется повторить завтра заново. Перед обратной дорогой решили подкрепиться, вскипятили воду, заварили «чай» из местных смородиновых листьев. Перекусили. Отдохнули. В этот момент мимо нас, в сторону ледника, бодро прошла группа туристов, как мы потом узнали из Омска (муж, жена и дочь). Это обстоятельство заставило нас пересмотреть свои планы, мы что хуже? Безоговорочно решили двигаться вверх.

Верхнешавлинское озеро     На фоне скального прижима

Путь вверх лежал по каменистому склону в сторону перевала Орбита (3000 м). Всякая растительность (кроме кустиков чахлой травки) исчезла примерно на высоте 2400 метров. Далее мы поднимались по скальным крупно-обломочным породам. К первым снежникам на высоте 2500 метров мы подошли к 16:40 по местному времени (13:40 мск). Примерно на этой высоте остановились туристы из Омска. Немного отдохнув, они начали спускаться вниз.

Внизу видно Верхнешавлинское озеро. Ну кажется выше некуда....     Оказывается есть куда...., идем выше

Вид на долину откуда мы поднимались     Группа туристов из Омска

Мы поднялись еще чуть выше, достигнув по навигатору высоты 2630 метров. Нижняя часть Шавлинского ледника была уже значительно ниже нас. Сфотографировавшись на память в 17:40 по местному времени (14:40 МСК) мы начали спускаться.
Шавлинский ледник
Снег в конце июля, здорово.... Никогда не видел такого....
     Обратно мы шли тем же путем, но совершенно в иных условиях. Дождь начался, когда мы спустились к скальному прижиму, про который я упоминал ранее, и практически сопровождал нас до базового лагеря. Туристов из Омска мы обогнали на обратном пути, когда они отдыхали укрываясь от дождя под огромным кедром. Последние полчаса пришлось идти на ощупь в полной темноте, по мокрой тропе, проходящей на значительной высоте по крутым склонам Шавлинского озера. На поляну идолов мы пришли совершенно мокрые, голодные и уставшие в 22:00 часа по местному времени (19:00 мск), проведя в пути 11 часов 48 минут. Вспоминая, по прошествии некоторого времени, наши сомнения возле прижима (идти далее или возвращаться в лагерь) невольно в голову приходит мысль, что в поисках приключений главную роль играет не голова...
     Но как бы то ни было, мы сделали это! И остались живы! Ромашка, ожидавшая нас в лагере, вся извелась, и от счастья, что мы вернулись, чуть не убила нас... Единственно, что удержало ее (по нашему мнению) от этого, так это мысль, что ей одной придется возвращаться в Чибит.
В эту ночь мы в первый и последний раз спали вчетвером в трехместной палатке. Все остальные ночи Наш Друг проводил под тентом, любезно предоставив нам палатку.

19 июля 2009 года. День шестой.
Погода переменная. Иногда выглядывает солнышко, иногда моросит небольшой дождик. День заслуженного отдыха. На поляне идолов мы одни, что бывает крайне редко, все туристы, как сговорившись, вчера покинули озеро.
За умеренную плату можно и покататься...
Еще один ракурс
Ромашка и Незабудкой сходили в баню, которую содержат Алтайцы специально для туристов. Цена часа помывки – 250 рублей с человека. Запись предварительная. Я посетил местную торговую точку, которая расположена рядом с баней, ознакомился с ценами, прикупил пива. Цены оказались чуть выше чем на перевале Орой: лепешка 65 руб, пиво 1,5 л – 180 руб, водка 0,5 л - 280 руб. Наш Друг не выдержал безделья и в одиночку отправился в радиалку на вершину ближайшей горы. Не знаю, что и как там было, но вечером он пришел уставший, неразговорчивый и рано лег спать. Из развлечений – катание на лошади, сняли лошадь за 150 рублей на 15 минут и пиво «Сибирский боченок».К вечеру начали подтягиваться группы туристов. С группой туристов из Новосибирска, их звали Игорь, Александр и Семен, мы быстро подружились и общались до глубокой ночи. Сначала были у них в гостях, потом у нашего костра. Атмосфера общения была непринужденной и задушевной, как не редко бывает у туристов. Я был бы очень рад, если бы кто-нибудь из этих ребят прочитал эти строки и вышел на связь. В этот вечер у нас закончились все запасы горячительных напитков, в том числе и медицинского спирта, любезно предоставленного, перед отъездом, нашим общим товарищем - Доктором. Пользуясь случаем, выражаю ему благодарность за проявленный гуманизм и отзывчивость. Кстати, полезная информация для прибывающих - торговая точка на озере работает круглосуточно….

А вот так спят лошади...

20 июля 2009 года. День седьмой.
Мы на озере. Утром ребята из Новосибирска ушли. Погода дождливая. Скука. Пропалил рукав куртки и сжег подошву кроссовки. День явно не мой. Перевал Н.Шавлинский по-прежнему забит снегом. Об этом нам рассказали члены альпинистской группы, пробившейся к Шавлинскому озеру из долины Машей. Снег рыхлый высотой по грудь, местами даже выше. Ромашка категорически отказалась даже обсуждать возможность продолжения нашего маршрута через этот перевал, хотя мы были настроены все-таки подняться на него, с целью определиться на месте. Учитывая ее непреклонность, и смутно осознавая бесперспективность этой идеи, из-за отсутствия специального снаряжения, мы потихонечку начали готовиться к возвращению обратно. Спустилась с гор группа альпинистов из Ярославского турклуба «Ирбис» (руководитель Анна Иванова), которые штурмовали вершину Красавица. Мы по-братски поделились с ними продуктами, так как их запасы были исчерпаны. После ужина разговорились, с соседом по поляне, жителем Горно-Алтайска. Он увлекается изучением истории Алтайского Края. Узнали очень много интересных фактов про становление Советской власти на Алтае, в т.ч. про Петра Сухова, Кайгородова. Про строительство Чуйского тракта. Про современный Алтай. Так за разговорами у костра, под звуки гитары и задушевные песни альпинистов из Ярославля закончился наш седьмой день. В этот день к вечеру заметно похолодало.

После дождей вода в озере поднялась и затопила берег     Мальки хариуса в Шавлинском озере

21 июля 2009 года. День восьмой.
Утром прохладно, но погода солнечная. С утра сборы, сворачиваем лагерь, упаковываем рюкзаки. В 10:15 по местному времени (7:15 МСК) попрощались с Шавлинским озером и тронулись в обратный путь. После дождей и прохождения конных групп тропа разбита до невозможности. Кроме того, после отдыха идти трудно, нужно опять время, чтобы втянуться в ритм. По дороге, встретили 15 туристических групп (я специально считал) из разных городов, поднимающихся на озеро, из них несколько групп конных. Движение по тропе оживленное, но вправо или влево – тайга, и не души. На ночевку расположились на той же стоянке, где уже ночевали по пути на озеро, вблизи слияния рек Шавла и Шабага.

Привал на пути домой     р.Шавла после ливней

22 июля 2009 года. День девятый.
     С утра дождь, достаточно сильный. Натянули тент, чтобы можно было хоть потихонечку собираться. Но выйти смогли только в 13 часов по местному времени (10:00 МСК). В этот день прошли всего 5 км, под непрекращающимся дождем. На ночлег остановились в зарослях карликовой березы, примерно в 18 часов (15:00 МСК), на одной из последних стоянок перед выходом на плато Ештык-Коль. Дождь утих и даже выглянуло солнце, но к вечеру поднялся сильный, пронизывающий, холодный ветер, от которого даже в палатке спрятаться было нельзя. Незабудка, почувствовав недомогание, отлеживалась сначала в палатке, а потом возле костра, «отлынивая» от общественных работ. Приготовив ужин, покормив Незабудку и отправившись спать, мы тем самым завершили девятый день.

Зверь по имени бурундук тянет печенье из нашего пакета.     Таежный пейзаж

23 июля 2009 года. День десятый.
     Ночь была очень холодная. Замерзла вода не только в котелке, но и даже в лужах на тропе был лед, толщиною 2,5 см. Хуже всего пришлось Нашему Другу, который в одиночку ночевал под тентом на свежем воздухе. Из-за сильного ветра тент превратился в аэродинамическую трубу, со всеми вытекающими последствиями.
На стоянке
Аккумулятор в моем фотоаппарате, и так достаточно разряженный, из-за холода в эту ночь «приказал долго жить». Несмотря на вечернее недомогание и все эти ночные неприятности, утром Незабудка выглядела достаточно бодро. Погода была ясной и солнечной. Поднявшись повыше, солнце обогрело нас и в десять часов по местному времени (7:00 мск), предварительно позавтракав, мы вышли по направлению к перевалу Орой. Идти было не жарко, но на привалах, с мокрой спиной на прохладном ветру было достаточно некомфортно. Поэтому я приспособился отдыхать не снимая рюкзака. На перевале Орой, учитывая имеющийся запас времени (билеты на поезд Барнаул-Москва были предварительно взяты на 29 июля) мы сделали попытку свернуть вправо в долину реки Каракабак по направлению к реке Мажой (Машей), тем самым, удлинив маршрут на два дня. Однако наша попытка была резко пресечена со стороны Ромашки, никаким образом не желающей увеличивать протяженность маршрута и тяготы пешего передвижения. Мы не стали возражать, понимая, что причиной тому являются серьезные основания, а не просто прихоть. Спустившись с перевала на значительное расстояние, мы расположились на ночлег, выбрав хорошую открытую стоянку на возвышенном месте. После того как мы поужинали, к нам на стоянку, уже в сумерках, прибыла большая разношерстная группа туристов (человек 15-17) в сопровождении проводника местной туристической фирмы. Предоставив им в распоряжение дрова и костер для приготовления пищи, мы легли спать. Утром наши пути разошлись. Группа поднималась к Шавлинским озерам, а мы спускались вниз к Чибиту.

24 июля 2009 года. День одиннадцатый.
     Утром мы не торопились, так как была полная уверенность, что сегодня мы легко дойдем до Чибита. Погода была переменная, с утра по склонам гор вниз ползли облака, накрыв собой верхушки лиственниц.
Низкая облачность в тайге
Казалось вот-вот пойдет дождь, но потом выглянуло солнце. Позавтракав и собравшись, мы в 8:30 по местному времени (11:30 мск) вышли на тропу. Без особых приключений к 15 часам (12:00 мск) мы спустились к реке Чуя, изменив немного маршрут. Достойным завершением активной части маршрута стала переправа через реку Чуя. Мост представлял собой, шатающееся сооружение, из покореженных металлоконструкций, бревен и досок, расположенное на высоте около пяти метров над бурной и клокочущей рекой. Единственное, что смогла произнести Ромашка после переправы, это были слова: «Господи, за что?», спустя некоторое время она добавила несколько эпитетов, обозвав переправу «самым страшным ужасом». Мы спорить с ней не стали. Переправа оказалась к тому же платной, по цене 100 рублей с человека. Ромашка, под влиянием пережитого, отдала за всех 100 рублей и мы продолжили путь в Чибит.
Ну очень страшный мост через Чую, в конце пути!
     В Чибите мы первым делом заглянули в магазин и основательно затарившись деликатесами виде масла, колбасы, пива, капусты и моркови (для борща) и т.д. и т.п. Еще через полтора - два часа мы были на исходном месте, откуда началась активная часть нашего похода одиннадцать дней назад. Три дня мы провели на берегу Чуи, одурев от кроссвордов, скучая и томясь от безделья, в ожидании транспорта. В первой половине одного из дней мы съездили в н.п.Акташ, который расположен в 9-ти километрах по Чуйскому тракту от нашей стоянки. Туда нас подвез водитель «шестерки» за 100 руб. Обратно, от нечего делать, шли пешком. Посмотрели, как живут люди, типично российский маленький рабочий поселок. Бывшее градообразующее предприятие – рудник, закрыт. Работы нет. В центре, почти в каждом доме магазин или торговая лавочка. Рынок, где много продавцов и мало покупателей. Пограничная часть. Утром 28 июля, как и договаривались, за нами приехал Саша на своем микроавтобусе. По нашему плану, уезжать должны были мы втроем, а Наш Друг, не обремененный узами трудовых отношений ни с одним из работодателей, оставался, чтобы насладиться одиночным путешествием в верховье Чулышмана. Забегая вперед, скажу, что он вернулся домой спустя месяц после нашего возвращения, и рассказал о своих неожиданных приключениях, но это уже совершенно другая история….
     По дороге в Барнаул, на Чуйском тракте, мы накупили сувениров, меда и медовухи, в результате чего наши рюкзаки стали значительно тяжелее, чем были в Брянске до отъезда. Например, я дополнительно к весу своего рюкзака добавил 4,5 литра меда, 1,5 литра медовухи. Надежда вернуться домой налегке, лопнула как мыльный пузырь. В Барнаул мы прибыли около 22 часов по местному времени, Саша любезно высадил нас возле железнодорожного вокзала, где мы и распрощались. Ночь мы провели на вокзале, а утром, сдав рюкзаки в камеру хранения, отправились осматривать достопримечательности Барнаула. Прошлись по центральному проспекту им. Ленина до речного вокзала. Осмотрели (снаружи) здание Правительства Алтайского Края. Покатались полтора часа по Оби на плавучей веранде (за 100 руб. каждый). Не обошли вниманием магазины, особенно книжные и сувенирные. Незадолго до отправления поезда вернулись на вокзал...

И вот когда практически все уже позади, когда можно расслабиться, когда в голове уже начинают появляться мысли о будущих походах, я, засыпая в поезде под стук колес, сквозь сон услышал, как кто-то из наших произнес "Полярный Урал"...

Пройденный маршрут.jpg
Чтобы более детально посмотреть карту: жми сюда.