_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

Дневник похода на Полярный Урал, совершенного в августе 2010 года, двумя гражданами и одной гражданкой Российской Федерации, проживающими в городе Брянске.

ЧАСТЬ 2.


17.08.10, вторник. День восемнадцатый.
Пятиречье - река Тань-Ю.
Утром моросит дождь. Порывистый холодный ветер. Комаров и мошек нет, встаем поздно в 9-30, погода непонятная: то дождь, то солнце. Температура +14 градусов. Солнце даже когда выглядывает, не греет. Не спеша собираемся. Место очень красивое на левом берегу реки Тань-Ю. На завтрак гречневая каша с молоком от пуза – даже не доели. Дров много, костер горит постоянно.
     Сходили на скалу. Взобравшись метров на 15-20 вверх, любовались окрестностями и фотографировали. Увиденная панорама впечатляет своим масштабом и суровостью.
Пасмурно. Когда начали спускаться пошел дождь, но когда спустились вниз, уже сияло солнце. К 15 часам все готово к отплытию, Тузик на воде, вещи упакованы в гермы и привязаны к раме. Прощаемся с Пятиречьем, отчаливаем.
     Река несет хорошо, скорость приличная. В двух местах на мелях проводим Тузика вручную, идя по воде рядом. Дождь, кажется, преследует нас, то начинается, то утихает. Очень холодно, ветер в лицо. От холодной воды и алюминиевого весла стынут пальцы. От дождя спина мокрая, что очень чувствуется на ветру. После того, как вместе с очередным дождем с неба посыпалась снежная крупка – нашему терпению пришел конец, мы вылезли на берег и развели костер, немного подсушились и погрелись. В этот момент наблюдали красивую двойную радугу на рекой.
     На стоянку стали в 18-00 под проливным дождем. Но место нашлось хорошее с запасом дров. Спасибо тем, кто их оставил, нам они здорово пригодились. Натянули тент. Сильный дождь был не долго. Обогрелись и высушились. Температура воздуха +13 градусов. Палатку ставлю на высокую мокрую траву. На ужин доели последний концентратный суп из лапши. Отбой в 21-30. По Тань-Ю на веслах за три часа проплыли 14,96 км. Не плохо. Устье реки Лагорта-Ю даже не заметили, т.к. проскочили под дождем. Еще накануне решили, что будем сплавляться по Тань-Ю. От графика прохождения маршрута уже отстаем на 3 дня. Тузик основательно порван, Порванные ботинки Доктора, подвязаны резинкой, т.е. еще одной пешки или проводки против течения по Лагорте-Ю они не выдержат. Значит не судьба. Весь день не видели ни одного комара, мошки тоже нет.

     


18.08.10, среда. День девятнадцатый.
Сплав по реке Тань-Ю.
Подъем в 8-00. Температура в палатке +16 С градусов. Погода пасмурная, но дождя нет. Прохладно. Комаров и мошек нет, вход в палатку можно открыть настежь. В голове мысль: жаль что, что все уже позади, а впереди дорога домой. Вылезаем из палатки, дождя нет, он как будто висит в воздухе. Тузик совсем плох, дыра все увеличивается. Доктор обмотал наружный баллон скотчем и веревкой, что бы края дыры не расходились. Внутренний баллон пока цел, но воздух травит, два три раза в день нужно подкачивать. На завтрак геркулес. Дождь собирался, собирался, да так и не собрался.

     В этот день мы решили, по Сталинскому декрету, отметить день Авиации, который теперь празднуется в третье воскресенье августа. Все торжества были запланированы на ужин. Около 11 часов стали на воду. На этом участке Тань-Ю очень красивая. По берегам тайга, течение быстрое. По струе на перекатах несет со скоростью 10-11 км/час. Скорость течения реки 3,5 км/час, на веслах идем около 7 км/час. Река делится на рукава и протоки, если неправильно выбрать струю, можно попасть на мель или шиверу. Несколько раз пришлось слезать с Тузика и проводить его вручную по мелководью.
     На правом берегу обнаружили бывшую базу геологов. Остовы сооружений из жердей и кучи мусора (нужных и ненужных вещей). Перекуса или обеда не делали. На берегу стали попадаться строения - добротный дом, у которого встретили группу туристов из Питера (3 человека, две байдарки), которые поднимались против течения по Тань-Ю, чтобы попасть на Лагорту-Ю. Перед выходом на большую петлю реки Тань-Ю нашли хорошую стоянку, но время еще 15-30, рано, поэтому решили идти дальше. Комаров и мошек днем на воде нет, но на берегу много. На всей большой петле, стоянок больше не попалось. Потом уже, по трекам навигатора установлено, общая длина петли 5,5 км, прошли мы ее за 2,5 часа, при этом ширина перешейка (между ближайшими точками петли) всего 220 метров. Можно было бы произвести разведку и сделать волок, сэкономив силы и время. Как говорится: знал бы прикуп, жил бы в Сочи.
     Погода портится. Во второй половине дня несколько раз начинает моросить дождь. К 18-00 дождь уже поливает во всю. Низкая облачность. Первая стоянка попалась в 18-10 на левом берегу в лесу. Чалимся, разгружаемся, разжигаем костер. Я ставлю палатку под непрекращающимся проливным дождем. Стоянка в лесу, с деревьев вода льется ручьем. Все мокрые. Температура +14 С градусов. Дрова есть, костер большой, но обсушиться невозможно, т.к. сверху поливает нещадно. По плану Незабудки, в честь Дня авиации, у нас должен быть праздничный ужин из жареной картошки с грибами. Шесть картофелин Незабудка специально купила в Харпе к этому дню и весь поход старательно скрывала от нас. Конечно, дождь основательно подпортил эти планы, и у нас получилась не совсем прожаренная картошка с водой и грибами. Но два колпачка спирта на нос скрасили эти неудобства.
     За день прошли 24,23 км, но уже на пределе сил. Следует отметить, что ветер в этот день нам не мешал, но и течение, во второй половине дня, не помогало. Подсушиться в этот вечер так и не удалось, т.к. дождь не перестал ни на минуту. В сухое переодеваемся по очереди под тентом и ныряем в палатку.


          

19.08.10, четверг. День двадцатый.
Сплав по реке Тань-Ю.
Подъем в 9-00. Температура +10 С градусов. Комаров нет, дождя нет, ветра нет, солнца нет. Ничего нет. Есть только сырость - все кругом мокро, трава, деревья... Облачность низкая. Сушимся у костра. Собираемся.
     На воду стали в 12 часов. Заметно похолодало, перед выходом температура воздуха +7 С. Появился ветер. Надел сверху на себя последнее что было - куртку. Река уже не такая красивая, берега топкие в зарослях травы и кустов. Стоянок нет - не встречали за день ни одной. Фотографировать нечего, пейзаж не меняется в течении дня. Гребем, гребем и гребем, монотонно и однообразно.
     На стоянку стали в 18-00 так и не найдя готовой. Место высокое, но болотистое на правом берегу. За день прошли 17,5 км. На ужин суп из вермишели, чай. Отбой рано в 20-00. Незабудка в палатке перед сном долго и тщательно изучала карты и описание маршрута, пытаясь уличить меня в неправильном подсчете дней похода. Как только легли спать, пошел небольшой дождь.

     


20.08.10, пятница. День двадцать первый.
Сплав по реке Тань-Ю.
Подъем в 6-00. Температура в палатке + 14 С градусов. На завтрак доедаем вчерашний суп (разбавленный водой) и чай. В планах за день нужно дойти до озера Варчаты. Незабудка потихоньку переживает - надо домой, как там домашние?..
     Осень как-то нахраписто вступила в свои права, комаров нет уже который день. На березах появилась желтая листва.
     Стали на воду в 7:30. Ветер порывистый переменчивый - то в спину, то в лицо, но стабильно холодный. Скорость течения реки 1,5-2 км/час. На веслах, против ветра, больше 3 км/час не получается. Идем по Тань-Ю. Днем температура +17 С градусов, когда нет ветра тепло. Тань-Ю примерно такая же, как и вчера, широкая до 100 метров равнинная река. На фотографии видна ширина реки, снят противоположный берег. Берега в зарослях кустов. Стоянок нет. Вода уже не прозрачная. Доктор поймал два окуня и щуку. Хариуса в этих местах нет.
     В 13:30 стал накрапывать дождик - остановились на обед на острове. Развели костер. На обед картофельное пюре и чай. Во второй половине дня удача - ветер попутный. На берегу заметили - бывшее стойбище - кострище, жерди от чума, рваные шкурки белок на деревьях... Стоянок, в основном, нет, берега низкие и топкие. За полтора два километра до озера нашли на правом берегу более-менее подходящее место для ночевки. Высокая трава, кострище. Но дров близи нет, на берегу заросли ивняка. К вечеру выглянуло солнце, но опять похолодало и температура опустилась до + 11С градусов. На ужин уха и жареная рыба. Солнце село в кустах ивняка примерно в 20:00. Сегодня прошли 20,64 км. По подсчетам Доктора, до ближайшего поселка Вершина Войкара еще 5 дней пути.
     Решил зафиксировать факт: этим вечером на мне одето - футболка, рубашка, тонкий шерстяной свитер-водолазка, флисовая куртка, брезентовая куртка. На ногах трико и брезентовые штаны. Мне не холодно. Спать в спальнике тоже не холодно, половину одежды на ночь снимаю.


            

21.08.10, суббота. День двадцать второй.
Сплав по реке Тань-Ю, озеру Варчаты, реке Варчатывис.
Утро. Яркое солнце. Ночь была очень холодная, самая холодная из всех в походе. На почве и палатке иней. Но солнце все согревает и быстро сушит. Подъем в 6-00.
     Завтракаем вчерашней ухой. Комаров нет совсем. Выходим в 7-30. Идем по Тань-Ю. Река у впадения в озеро начинает делиться на рукава. Ветер встречный. Идем по крайней левой протокой.
     В 9-00 вышли в озеро Варчаты. На озере ветер также встречный, волна небольшая. Расстояние до острова, на котором стоит часовенка (это наш ориентир по навигатору на озере) - 8,4 км. Идем держа курс на остров. Навигатор перед мной, но остров виден и так. Ветер сносит нас к левому берегу. Порванный баллон Тузика требует подкачки. Заворачиваем к левому берегу по ветру. Подкачиваем баллон, идем далее направлением через центр озера. Все озеро 11 км длиной, шириной 6 км. Ветер то утихает, то дует с новой силой навстречу. В середине дня дошли до небольшого каменного безымянного островка, который облюбовали чайки. По этой причине мы дали название острову "Птичий". Я залез на самую высокую точку и стал фотографировать, а Доктор тем временем (минут за 40) выудил четырех окуней и одну здоровенную щуку. Пришлось переименовать остров в "Рыбный".
     Пообедали на острове вчерашней холодной жареной рыбой. До устья реки Варчатывиса, куда нам надо было попасть, еще 5,5 км. Остров с часовенкой на который мы целились остается правее. Ветер успокоился. На берегу озера Варчаты, в нескольких километрах от нас, видны современные постройки. Оттуда на моторке к нам подплыл охранник, приглашал заехать, но мы отказались - слишком большой крюк. В разговоре прояснили для себя вопрос с наймом лодки и ценами на нее. По озеру плыть труднее, чем по реке, во-первых, кроме ветра приходится преодолевать еще и волны, а во-вторых, берега далеко и перемещение не так наглядно, как вблизи берега – гребешь, гребешь, а кажется, что стоишь на одном месте.
     Около 17 часов озеро осталось позади и мы вошли в реку Варчатывис. Решили идти дальше, подыскивая стоянку. Стоянка нашлась только возле дома егеря. Чалимся. Дома никого нет. Еще ранее, охранник на озере сказал, что видел моторку егеря на стрелке рек Варчатывис и Войкар, значит егерь ушел на Лахорту. Возле дома бегают две дружелюбные собаки. Неподалеку от дома егеря мы поставили палатку, поели сами и покормили собак. От охранника узнали, что есть связь и вечером достали мобильники и первый раз (после Харпа) позвонили родным. Поставил аккумулятор фотоаппарата на зарядку. Незабудка запекла окуней в фольге, а потом допоздна жарила, но так и не дожарила, щуку (не хватило углей). Запеченные окуни, мне тоже не понравилась, т.к. вкусом напоминает вареных. Растительное масло у нас уже закончилось и жарить не на чем.
     Ночью моросил дождь, но было тепло. Место для палатки не очень хорошее, спать было неудобно, мешал камень и небольшой уклон. В результате я не выспался. Егерь не появился ни вечером, ни утром, но это не помешало нам по традиции, про которую мы узнали из интернета, оставить для него подарок блесну. Жаль, конечно, что нам не удалось встретиться с ним и поговорить. Утром появились комары, но немного. В этот день мы прошли 16,54 км., в т.ч. 11 км по озеру.


             

22.08.10, воскресенье. День двадцать третий.
Сплав по рекам Варчатывис и Войкар.
Проснулись в 7-30. Встали сами, никто нас не будил, хотя ранее Незабудка делала это с завидным постоянством. Пасмурно. Комаров нет. Доктор возится с Тузиком. Незабудка вылезла из палатки последней, хотя вылезать из палатки последним, это была моя «обязанность». Незабудка молчит, единственное, что сказала, что рука после вчерашней гребли не работает. Но чувствуется, что что-то не так. Собираемся медленно и вяло. Температура + 9С градусов. Настоящая осень. Щуку дожаривать некому. Доели вареную рыбу из ухи. У нас остался почти целый противень недожареной щуки и три запеченых в фольге окуня. Доктор обещал больше не ловить, так мы съесть все это мы не в состоянии. Чая нет, т.к. приготовить не в чем - все котелки заняты рыбой.
     Позже выяснилось, что утренняя неразговорчивость Незабудки объясняется тем, что она обиделась на нас, за то что мы ушли спать, а ее оставили одну дожаривать рыбу. Стали на воду в 9-30.
     Варчатывис заметно отличается от Тань-Ю. Более красивее, берега живописнее - без кустов. Протяженность реки от озера Варчаты до впадения в Войкар - 11 км. Течение быстрое. Берега галечные, так что со стоянками проблем нет. Ветра почти нет. Дно каменистое, встречаются перекаты. К 12-ти часам подошли к месту впадения реки Варчатывис в реку Войкар.
     В Войкаре течение еще быстрее. Без весел скорость 3,5 км/час, на веслах около 7 км/час, много перекатов, где скорость по струе увеличивается до 10 км/час. Берега галечные, обрывистые, особенно левый. Правый берег чуть пониже. В связи с такой скоростью решили сократить один день отставания по графику и идти без отдыха на веслах "до упора". Время от времени (с периодичностью два-три раза в час) моросит дождик, преследуя нас до самого вечера. Холодно и сыро, руки стынут от холодного весла, не спасают даже перчатки, ноги в резиновых сапогах хоть и сухие, но тоже очень мерзнут.
     "Упор" случился в 18:10 в виде избушки на берегу. Хоть мы могли идти и далее, но захотелось экзотики и решили заночевать в этой избушке. Незабудка очень настороженно отнеслась к нашей идее, т.к. опасалась аллергии. Никогда не забуду ее взгляд, когда мы сообщили ей, что хотим заночевать в избушке. Я в тот момент даже подумал, что в случае чего, для нее можно рядом с избушкой поставить палатку. В избушке достаточно чисто, стол у маленького окна, три лавки, некое подобие шкафа из досок, деревянные полати на 5 человек и железная печь. Кроме того в избушке обнаружили запас продуктов: мука, крупы, растительное масло. Да и опасения Незабудки оказались напрасными. На костре Незабудка дожарила щуку, воспользовавшись растительным маслом из избушки. Из своих запасов сварили кисель. Ужинали первый раз за 20 дней за настоящим столом при свете фонаря. Доктор попытался разжечь печь, но от сырых дров она дымила и чадила. Пришлось оставить эту затею и проветривать избу. Комаров и мошек ни вечером, ни утром нет. Холодно.
     В этот день прошли 37,10 км, в т.ч. по Варчатывису 11 км и по Войкару 26,1 км.(вот что значит хорошее течение и сноровка)


            

23.08.10, понедельник. День двадцать четвертый.
Сплав по реке Войкар.
Подъем в 6-00. Собрались быстро. Доктор занимается Тузиком, Незабудка готовит завтрак, я пишу дневник. В избе температура +6 С градусов, на улице еще холоднее. Но спать было тепло, хотя и жестковато - т.к. полати деревянные.
На завтрак манная каша. Сквозь бледные облака проглядывает солнце. Задача на день - дойти до поселка Вершина Войкара и найти моторную лодку на Мужи или Шурышкары.
     Справляемся по Войкару. Стоянок по берегам много, берега галечные. Комаров практически нет. Погода с утра солнечная, днем мелкий дождик. После 13-00 часов сильный порывистый ветер навстречу. На берегу увидели строение, небольшой сарайчик из досок, чалимся. Из аншлага, в котором посетителей просили не пакостить, мы узнали, что это оказывается станция Уральского отделения Российской академии наук. Вокруг строения море морошки. Ели ее горстями набивая полон рот. Морошка спелая, немного прибитая морозом. Вкусно.
     От места ночевки до пос. Вершина Войкара по навигатору 20 км (по прямой), а по реке наш путь составил 31,65 км. На Войкаре появляются мели, мелкие протоки и рукава. Перекусили около 14 часов. Где-то около 15 часов достигли пос. Вершина Войкара.
     На пристани много моторных лодок, которые видны издалека. Незабудка и Доктор достаточно быстро договорились о заброске в пос. Мужи за 2,5 тыс.руб с каждого.
     Если добираться от Вершины Войкара до цивилизации на моторной лодке, то вариант пос. Мужи более привлекателен нежели пос. Шурышкары, во-первых в Мужах на пристани есть зал ожидания, где можно переночевать и во-вторых, Мужи это конечная станция для Метеора, т.е. всегда без проблем можно сеть. Собираемся, теперь уже окончательно сворачиваем и упаковываем Тузика. В 16-30 отчаливаем на моторной лодке. До Мужей мы добрались в 18-10, пройдя на моторке 56,85 км. На озере Войкарский Сор, которое мы пересекли, небольшая волна около 30 см. Моторка идет поперек волны, взлетая на одном гребне и приводняясь с солидным ударом на следующий гребень. Всех сидящих в лодке изрядно протрусило. И так около 20 км по озеру. Скорость лодки с мотором Ямаха 40 л.с. - 38 км/час даже против течения по Горной Оби.
     В Мужах на пристани есть зал ожидания, где мы с удобством расположились.
     Ракета или Метеор до Салехарда отправляется в 4-00 часа утра. Первым делом в ближайший магазин - берем джельтменский набор хлеб, ветчину, кетчуп, пиво и водку. Первым делом допили неприкосновенный запас спирта спирта. Чуть позже к нам присоединились двое туристов из Израиля. Они в составе группы в 10 человек забрасывались из Инты на Мокрую Сыню и далее сплавлялись на катамаранах. Из-за дефицита времени они вынуждены были сойти с маршрута. Пообщавшись с помощью жестов на ломаных английском, немецком, иврите и русском языках, мы вместе распили еще 0.5 водки и 5 литров пива. В зале ожидания кроме нас никого нет, спали на полу, подстелив пенки. Я развернул и раскинул на креслах палатку, чтобы просохла.


     

     

24.08.10, вторник. День двадцать пятый.
пос. Мужи - Салехард - Лабытнанги.
Встали в 3-00. Голова чугунная, реакция заторможенная, наверное после разговоров….
     Собираемся. Сворачиваю палатку. Тем временем, объявляют посадку, садимся на судно. Стоимость проезда от Мужей до Салехарда 528 руб., расстояние 180-200 км. Желающих уехать на метеоре много, почти все места заняты. Дальше ничего не помню, спал как сурок до самого Салехарда.
     В Салехарде меня растолкали и народ вынес меня на площадь перед речным вокзалом, время 8-00 часов утра. Выходим в город. Много таксистов предлагают услуги. Договариваемся о доставке за 500 руб. с носа до ж.д. вокзала в пос. Лабытнанги, включая стоимость паромной переправы через Обь. За два часа мы, с помощью любезного водителя такси, который как оказалось, никуда не торопился, осмотрели Салехард. Сфотографировались около памятных мест, заглянули в "Обдорский городок" - первое поселение на месте современного Салехарда. Во время паромной переправы пошел дождь. Через Обь в будние дни ходят четыре парома, каждый может принять около 10-12 машин. Мы въехали на паром последними и практически сразу отчалили. Ширина Оби в месте переправы 2,25 км (от въезда на паром до выгрузки).
     Переправа много времени не заняла и в 10-00 мы уже были на ж.д. вокзале в поселке Лабытнанги. Наши новые друзья из Израиля были уже там. Первым делом в кассе взяли билеты до Москвы на 26 августа, поезд Лабытнанги-Москва № 209, отравлением в 8-25 (мск). Поскольку у нас появилась уйма свободного времени, оставив рюкзаки под присмотром наших иностранных друзей, отправились знакомиться с поселком и покупать сувениры. Погода прекрасная, солнечно и тепло.
     Прошлись по центру, осмотрели экспозицию краеведческого музея (цена билета 40 руб), заглянули на рынок. Купили продуктов на обратную дорогу. Сувениров в Лабытнанги мы не нашли, вероятно их нужно было покупать в Салехарде. Но мы этого не знали. Поэтому набрали подарков родным и близким в виде фирменной водки "Ямал", "Салехард", "Лабытнанги" и тушенки из оленины. Стоимость 0,5 водка - 200 рублей, литровая бутылка водки - 400 рублей, банка тушенки из оленины 325 грамм - 115 руб. Вернулись на вокзал в 15-30. Вечером, поскольку наш поезд уже стоял на станции, договорились переночевать в вагоне на своих местах.

  

  
25.08.10- 27.08.10, среда, четверг, пятница. Дни двадцать шестой, двадцать седьмой, двадцать восьмой.
В поезде.
Утром в 8-25 поезд из Лабытнанги отправился в Москву, а мы вместе с ним домой. В Москву прибыли без приключений 27 августа в 4 часа утра. От Москвы до Брянска добирались шесть часов на автобусе, в Брянск прибыли в 13 часов того же дня. Все!

Итоги: Всего пройдено за 22 дня активной части похода от ст.Собь до пос.Мужи - 394,92 км, из них сплав по рекам - 276,45 км, пешка - 61,62 км, в т.ч. проводка против течения 12,35 км, на моторной лодке 56,85 км.


Фотоальбом похода можно посмотреть, нажав на эту ссылку


А здесь видеоролик нашего похода:




Ю.Лучин
28 сентября 2010 года
город Брянск

P.S. Автору было мало творческих мук, он жаждал ещё и читательских!

Приложение:



Вернуться к 1-ой части дневника

Комментариев нет:

Отправить комментарий