_____________________________________________________________________________________________________________________________

Translate

Сплав по реке Чусовой. Средний Урал. Май 2011. Дневник похода. Часть I.



Куда, куда Вы удалились..?
А.С.Пушкин

Кто...? Мы? Мы на Чусовую!
Афтар





Нитка маршрута: Брянск – Москва – Екатеринбург – село Коуровка – река Чусовая (сплав 345 км) – город Чусовой – Москва – Брянск.



Несколько пояснений в качестве предисловия:

1. В походе участвовало три человека, условно назовем их так: Незабудка, Я и Наш Друг. Судно - байдарка "Таймень-3"
2. Время похода: с 20 мая 2011 года по 5 июня 2011 года.
3. В тексте дневника время указывается московское. Чтобы узнать местное время, к московскому (мск) нужно прибавить 2 часа.
4. Упоминаемые в тексте берега реки (правый и левый) определяются традиционно, стоя лицом по течению.
5. Километраж, указываемый в скобках после названия камня означает расстояние от Коуровской турбазы, которая является начальным пунктом маршрута. Километраж указан на табличках, которые вывешены на всех основных камнях.
6. Немного о реке Чусовой (из Википедии):
Чусова́я - река на Среднем Урале, левый приток Камы. Протекает по территории Челябинской, Свердловской областей и Пермского края России. Река интересна тем, что берёт начало на восточных склонах Уральского хребта, в Азии, пересекает его и далее протекает по его западным склонам, в европейской части России, дважды переходя из Свердловской области в Пермский край. Длина Чусовой 592 км. Площадь бассейна реки составляет 23 000 км², средний уклон 0,4 м/км. Долина реки в верхнем течении широкая, склоны пологие. В среднем течении долина сужается, часто склоны носят каньонообразный характер (на этом участке реку нередко именуют Горная Чусовая). Чусовая перерезает целый ряд низкогорных хребтов, возвышающихся над руслом реки отвесными скалами-бойцами высотой от 10 до 115 м и длиной вдоль берега от 30 метров до полутора километров. В данной местности весьма активны карстовые процессы, что привело к возникновению многочисленных пещер, гротов, выемок и т. п.
     На реке насчитывается около 70 перекатов, крупнейший из них - Кашкинский перебор, падение уровня достигает 40 см/км. В русле попадаются крупные валуны, иногда выступающие над водной поверхностью. Ширина реки в среднем течении - 120-140 м. В нижнем течении 250 -300 метров.Впадает река в Чусовской залив Камского водохранилища, образованного при строительстве Камской ГЭС, немного выше города Перми.
7. И в завершении предисловия, чуть-чуть истории:
     Первые русские поселения появились на реке в 1568 году и были связаны с именем купцов Строгановых, которым весь бассейн реки Чусовой был отдан во владение. Первопроходец Ермак со своей дружиной осенью 1581 года поднялся на стругах по Чусовой и её притоку Серебрянке в своем походе до Иртыша. Впоследствии обширные земли за Уралом (в том числе и верховья Чусовой) были отданы Демидовым, граница между владениями Строгановых и Демидовых проходила по реке Межевая Утка (отсюда и происходит её название). В то время, в верховьях Чусовой на базе богатых местных месторождений активно строились железоделательные заводы.Чусовая до постройки железной дороги через Урал использовалась как важная транспортная магистраль для перевозки уральского металла в европейскую часть России. Каждую весну вместе с половодьем тяжело гружёные барки с металлом - «железные караваны» - отправлялись от пристаней в верховьях Чусовой и направлялись в Пермь. Сплав в половодье был очень опасен для тяжёлых деревянных судов, некоторые из них быстрым течением разбивало о прибрежные скалы. Самые опасные скалы называли «бойцами», все они имеют свои имена. Удачно провести караван барок через всю Чусовую, миновав пороги и скалы, могли только опытные сплавщики, хорошо знающие характер реки. Только за весну 1877 года на одном камне Разбойнике разбилось 23 баржи и утонуло свыше сотни сплавщиков...

Карта сплава по реке Чусовой. Май-июнь 2011 года.

И так, собственно, дневник похода:

20 мая 2011 года. Пятница.
Брянск - Москва.
Встал утром рано в 5:00 (мск), за пятнадцать минут до звонка будильника. Быстро оделся, позавтракал и к 6:00 (мск) был уже практически готов. Рюкзак был собран накануне. Поклажи много: байдарка «Таймень-3» в двух тяжелых и объемных упаковках, сумка большая клетчатая с моими походными вещами, палатка. Без десяти семь выхожу к подъезду, перетаскивая вещи челноком. Машина подъехала, как и договаривались в 7:00 (мск), когда я уже был внизу.
     Погода солнечная, ранним утром машин на улицах города мало, добрались до ж.д.вокзала быстро. Наш Друг и Незабудка уже ждали меня на вокзале в условленном месте. Смотрю в киоске на вокзале продается пиво «Три богатыря», думаю – весьма символично, купил в дорогу три банки.
     Наш поезд: Хмельницкий-Москва, следующий из Украины в Россию, должен проходить на ж.д. станции Брянск-I таможенный и пограничный контроль. Поэтому состав принимают на самую дальнюю седьмую платформу, которая специальным образом огорожена от встречающих, провожающих и отъезжающих. На перрон пускают только после завершения всех процедур, связанных с контролем при пересечении государственной границы, как правило за 15 минут до отправления поезда. Стоим ждем. По закону подлости, наш вагон первый с головы состава, а вход на перрон далеко позади последнего вагона. Но нам не привыкать, как только убрали барьер - резкий спурт и вот мы с высунутыми языками, все мокрые от пота, уже в вагоне. А в вагоне однако – не мед, очень душно и жарко. Как бы то ни было, в 8:06 (мск) поехали. До Москвы поезд идет 6 часов, поэтому мы успеваем отдохнуть, попить пива, разгадать несколько кроссвордов и подремать.
     14:10 (мск) мы уже в столице. Теперь первый вагон это значительное преимущество, т.к. сокращает наш путь до метро. У фонтана, напротив Киевского вокзала, остановились, переложили вещи. Часть моих вещей из сумки переехала в рюкзаки Незабудки и Нашего Друга, а продукты из многочисленных пакетов – в мою сумку. Количество багажа уменьшилось до шести единиц, т.е. на каждого по два места. Теперь в метро и на Ярославский вокзал. На Ярославском вокзале – традиционное фото у расписания поездов дальнего следования. Проводим разведку – что, где, когда! Узнали, на какой путь будет подан наш поезд № 068 Москва-Абакан и расположились вместе с вещами на свежем воздухе вначале перрона. Отправление поезда 22:55 (мск). Ждать приходится около шести часов, но это не в тягость, т.к. считается, что поход уже начался. В это время закупаем продукты в дорогу, обедаем и коротаем время за разговорами.За полчаса до отправления занимаем свои места в вагоне, знакомимся с попутчиками Мариной, которая возвращается в Екатеринбург из турпоездки по Европе и c Ирой, которая возвращается в Пермь из Тайланда. Отбой около 24 часов. В вагоне душно.


          

21 мая 2011 года. Суббота.
Москва - Екатеринбург.
Весь день в пути. В поезде все стандартно: треп с попутчиками, анекдоты, пиво, кроссворды, послеобеденный сон, променад на остановках. Но длительных остановок мало. В Кирове взяли из-под полы бутылку водки за 250 целковых. Угостили попутчиков Иру и Марину. Наш Друг неустанно проявляет заботу к Марине (хотелось бы верить, что отцовскую...), постоянно пытаясь угостить ее чем-нибудь или оказать какую-нибудь помощь. Мы с Незабудкой держим нейтралитет и с интересом наблюдаем за происходящим. День проходит незаметно. Поздно вечером на станции Пермь проводили Иру и сдали ее вместе с вещами встречающим. Отбой в 23:30 (мск).

          

22 мая 2011 года. Воскресенье. 1-ый день сплава.
Екатеринбуг - Коуровка - р.Чусовая.
Разбудили нас рано в 3:00 (мск), т.к. поезд прибывает в Екатеринбург в 4:05 (мск). Собрались быстро.
     В Екатеринбурге солнечно, по-утреннему прохладно. Везде лужи, видимо вечером или ночью шел дождь. В вагоне попрощались с Мариной, которая, чтобы не мешать нам вытаскивать рюкзаки и лодку, первой покинула наше купе. Выгрузились на перрон. Наш Друг остается сторожить вещи, мы с Незабудкой идем в разведку. Электричка на Коуровку отправляется в 5:28 (мск), это значит, что у нас в запасе полтора часа. Перетаскиваем вещи поближе с электричке, покупаем билеты до Коуровки (цена 279 руб. за один билет). На вокзале Незабудка покупает сувениры – поделки из камня оникс и змеевик - слоника и черепаху.
     В электричке народа мало, наверное потому что воскресенье и рано. Все спят по домам в уютных постелях. До станции Коуровки езды 1 час 45 минут. В пути, дружно, зеваем до хруста челюстей. Но не дремится, смотрим в окно, любуемся на непривычные, для нашего глаза, Уральские пейзажи.В Коуровке от станции до реки недалеко. Мы перешли железнодорожные пути на правую сторону и по дороге, которая идет вдоль путей прошли немного в обратную сторону. Первый поворот налево, метров 200-300 по улице и мы на берегу реки. Ну, здравствуй, Чусовая!
     Река шириной метров 30-40. Левый берег реки высокий, достаточно крутой, но есть спуск и примерно посередине откоса имеется площадка, вполне пригодная для стапеля. Собираем байдарку, переодеваемся, перебираем вещи и упаковываем их в гермы, в крайнем доме запасаемся питьевой водой и в 10:00 отчаливаем. Когда сели в лодку, я с удивлением обнаружил, что батарейки в навигаторе по непонятной причине разряжены, а заменить их нет возможности, так как свежие упакованы в герме.
     Первый камень Слободской показался издали по правому берегу.
     Как по команде, мы все достали фотоаппараты, и чтобы никто в последствии в этом не усомнился, увековечили сей факт.
     Продукты мы с собой не брали, т.к. было решено покупать их по пути сплава. В первом населенном пункте, Слободе мы причалили к правому берегу, предусмотрительно около высокого пешеходного моста. Как мы и подозревали, в соответствии с законами Мерфи, магазин оказался на левом берегу. Незабудка и Наш Друг отправились затариваться, а я полез в герму за батарейками для навигатора.
     В Слободе с воды прекрасно смотрится Храм великомученика Георгия Победоносца, построенный на высоком скальном основании.
     Продукты на первые несколько дней куплены и упакованы. Продолжаем путь. В 14:00 остановка, перекус. С 15:00 идем дальше. Проходим деревню Трека, там тоже высокий пешеходный мост. В 17:20 (мск) остановились на стоянку на высоком левом берегу перед камнем Боярин. Вечер теплый, комаров нет. По сложившейся традиции, а мы уже давно "схожены", каждый занимается своим делом, а именно: я устанавливаю палатку, Наш Друг разводит костер, Незабудка хлопочет с ужином. Сегодня у нас на ужин сырный супчик.
     Хотя никто не отменял акклиматизацию, достаточно легко за неполный первый день прошли 24 км. Максимальная скорость, зафиксированная навигатором 12,6 км/час, средняя скорость 6,3 км/час. Ну, так на то и «Таймень-3» с тремя гребцами. Вода высокая, на перекатах всегда есть запас воды под килем.


          

23 мая 2011 года. Понедельник. 2-ой день сплава.
Река Чусовая. Камень Боярин (24 км) - камень Темняш (38 км).
Утром подъем в 7:00 (мск). Погода пасмурная, но тепло. + 17С градусов. Сходили посмотреть на камень Боярин. Его обнаружить трудно, так как он скрыт лесом. Но табличка указатель видна достаточно хорошо. Завтракаем, сворачиваем лагерь, прощаемся с камнем: "Ну, будь здрав, Боярин" и отчаливаем в 10:00 (мск). Почти сразу же начинается дождь, с умеренного до сильного. Не останавливаясь, одеваем плащи. Дождь шел около часа и сопровождал нас до камня Высокий (27 км). Перед камнем чалимся к правому берегу. Наш Друг и Незабудка под проливным дождем совершают восхождение на камень, высота которого 30 метров. Я сижу в лодке, укрывшись от дождя полиэтиленовой пленкой. Забираться и спускаться тяжело, подъем крутой, ноги скользят по мокрой хвое. Зато у моих друзей остались незабываемые воспоминания, а у меня несколько фотографий!
     Напротив камня Высокий оборудованное место для стоянки. Мы переплываем реку, выходим на берег. Разводим костер и сушимся. Дождь прекратился и даже несколько выглянуло солнышко. В 12:30 отчаливаем.
     Возле камня Сибирский (32 км) в 13:40 (мск) мы догнали двухместную лодку. Ребята, которых в ней шли, попросили у нас соли и пока мы выуживали ее из пакетов в глубине носового отсека, разговорившись узнали, что зовут их Андрей и Равиль, и что они из Екатеринбурга сплавляются до Староуткинска. Выяснились неожиданные совпадения – у меня день рождения 23 мая и Равиль родился 23 мая, у нас у обоих в этот год юбилеи. Если сложить, то нам обоим 100 лет!!! Особенно удивительно то, что именно 23 мая наши пути пересеклись и мы совершенно случайно встретились на реке Чусовой. Конечно, мы не могли оставить этот факт без должного внимания, и пришвартовавшись борт к борту отметили встречу. Пока мы говорили тосты и закусывали, река несла нас мимо камня Заплотного.
     Поскольку два юбилея, собранные в одном месте, требуют более достойного внимания и продолжения, мы, дополнительно обменявшись адресами и телефонами, договорились сделать совместную стоянку (ночевку) вблизи камня Темняш (38 км) и после этого, на некоторое время расстались.
     В 15:05 (мск) у камня Синего (36 км) сделали остановку. Поднялись на вершину, сфотографировались. Торопиться нам не было никакого смысла, поскольку обозначенное место стоянки было практически рядом.
     В 15:50 нас догнали ребята из Екатеринбурга и к месту стоянки наши лодки подошли почти одновременно. Некоторое время заняло обустройство лагеря и уборка места стоянки. Ну а потом… начались праздничные мероприятия в виде дружеского застолья, и конечно разговоры, которые затянулись глубоко за полночь. Даже начавшийся с вечера дождь, от которого мы укрылись под тентом, не смог нам помешать. Более лучшего способа отметить свой день рождения, я и представить себе не мог.
     В этот день пройдено всего 14 км, но об этом я лично не жалею.


          

24 мая 2011 года. Вторник. 3 день сплава.
Река Чусовая. Камень Темняш (38 км) – Камень Боярин (60 км).
Утром встали на час позже обычного, около 8 часов. Пасмурно. Накрапывает дождик. Ребята из Екатеринбурга уже сварили уху из пойманных накануне мелких рыбешек. Позавтракав ухой мы начали собираться. На прощанье, Андрей и Равиль подарили нам большую новую ножовку, которой мы не раз пользовались в пути, вспоминая их добрым словом. Попрощавщись с ребятами, стали на воду 9:50 (мкс).
     Через 45 минут показался камень Винокуренный. Почти на 400 метров тянется эта скала по левому берегу, то обрываясь отвесно в воду 45-метровой стеной, то отходя от берега и образуя залесненные лога.
     Наш Друг и Незабудка полезли на камень, а я перегнал байдарку на противоположный берег и попросил сфотографировать лодку сверху, чтобы на фотографии можно было представить себе высоту этого исполина. На фотографии (см. слева) байдарка почти не видна, но ее все-таки можно разглядеть в виде точки чуть выше круглого островка у противоположного камню берега.
     В 11 часов нас немножко помочил дождик. В 12:25 (мск) мы уже в Староуткинске. Причалились к правому берегу возле автомобильного моста. Там же, прямо на берегу расположен магазин продукты «Смак». Громадная красочная реклама магазина явно ориентирована на туристов водников, так расположена со стороны реки. В магазине есть все, что надо, кроме батареек. Затариваемся продуктами по списку.
     Наш Друг отправляется за батарейками в торговую точку, расположенную на другом берегу. Мы тем временем упаковываем купленные продукты. Незабудка, добрая душа, кормит голодного местного пса сосисками и мороженным.
     В Староуткинске есть связь (во всяком случае МТС), Незабудка звонит домой, я с мобильника отправляю СМС-ки, проверяю электронную почту…
     В 14:00 отчаливаем. По правому берегу тянутся дома Староуткинска. Пес бежал за нами по берегу до самой околицы, потом отстал, так как от нас вкусным больше не пахло. При всей этой суматохе, мы забыли набрать чистой воды и вспомнили об этом только Староуткинск остался позади. Но наше счастье на противоположном берегу мы увидели несколько жилых домов. Пересекли реку, поборовшись на мелководье с мощной струей возле левого берега, причалили и методом попрошайства пополнили запасы воды.
     Нет худа без добра, но и добра без худа тоже не бывает. У нас прибавилась не только питьевая вода, но и стала прибавляться вода в лодке… Где-то дырка.
     В 14:45 (мск) останавливаемся на правом берегу возле камня Бражкин. Разгружаем байдарку. Пока байдарка сохнет, перекусываем, отдыхаем. Я заклеиваю маленькую дырочку, шкура пробита камнем на мелководье в месте соприкосновения с металлическим кильсоном. Погода солнечная. В 16:05 все готово к дальнейшему пути.
     Проходим камни Висячий, Дыроватый, Балабан, Ямный, Сокол и останавливаемся в 17:48 (мск) на правом берегу напротив камня Боярин (60 км) на стоянке с хорошим пологим спуском в к воде. Температура вечером + 14 С. Ясно. Комаров нет. Через полчаса после нашего прибытия, на тракторе с тележкой приехали рыбаки. Видно по всему, что мы заняли их место. Они спустили лодку на воду и расположились на ночевку метрах в пятисот ниже по течению.
     Чувствуется усталость после вчерашней бессонной ночи и напряженного дня. Пройдено 22 км. На ужин борщ из концентратов, чай. Спать ложимся рано, около 20 часов (мск).


          

25 мая 2011 года. Среда. 4 день сплава.
Река Чусовая. Камень Боярин (60 км) – Камень Переволочный (95 км).
Подъем в 7:30 (мск). Ночь была прохладной. Утром температура + 11С, обильная роса. Но на солнышке тепло. На завтрак рис с тушенкой и чай. Собираемся и выходим в 9:10 (мск). До следующего большого села Чусовое около 17 км. Проходим несколько красивых камней. Фотографировать в солнечную погоду ярко освещенные камни одно удовольствие. Причудливая игра теней и разноцветные лишайники на камнях завораживают пока мы проходим мимо.
     Немного задержались у Камня Танькиного. Сфотографировали его со всех сторон, что бы потом показать Ромашке (Татьяне Б.), которая по ряду причин, не смогла с нами пойти в поход, но любезно предоставила нам свою лодку! За что ей огромное, человеческое спасибо! Проплывая мимо камня Максимов или Максимовский (67 км) мы не могли удержаться от соблазна остановиться и полазать по нему. Камень красив, нависает над водой многотонной глыбой. Подмытое основание камня создает впечатление ненадежности. Рядом с камнем удобные места стоянок.
     Сделали много фотографий. С вершины камня вдали на поляне видно некое подобие чума. Я решил посмотреть его устройство поближе и отправился по берегу пешком, а друзья перегнали лодку.
     Чум устроен следующим образом. В земле выкопано углубление около 30 см. диаметром около 5,5 метров. Вынутая земля уложена виде бортика или вала вокруг углубления. Жерди высотой около 6 метров воткнуты непосредственно в этот вал, таким образом, чтобы вода стекая с покрытия чума не затекала во внутрь. Холстина внешнего покрытия чума внизу двойная, вероятно защита от ветра. Внутри чума, вверху под открытым сводом горизонтально натянута холстина для защиты от осадков. Посередине чумы кострище. Просто и незатейливо.
     В 12 часов на 73 км на правом берегу излучины реки мы заметили необычные строения виде древних избушек. Вышли на берег посмотреть. Строения сложены из бревен в старинном стиле. Издали смотрятся вполне прилично, но вблизи сплошная бутафория. Внутри их ничего нет. На одной избе (якобы пятистенки) для имитации торца внутренней бревенчатой стены, снаружи прибиты гвоздями бревенчатые кругляши. Поэтому мы сделали вывод, что предназначались они для съемок какого-то фильма. В одном из строений строений кто-то устроил баню (швы запенены и стены обиты пленкой).
     В 12:50 мы уже в селе Чусовом. Остановились на левом берегу у брода, сразу за камнем Шайтан и висячим мостом. Магазин недалеко на взгорке. Связи МТС нет, во всяком случае на берегу около моста и возле магазина. Покупаем макароны, консервы, минеральной воды, пиво, карамельки. Отдельно, к дню рождения Нашего Друга (28 мая) берем вафельный тортик. Продавщица уговаривает купить местных пряников, приобретаем. Действительно, пряники свежие, вкусные, идут на ура! Водопроводная колонка далеко на горке, поэтому мы попросили юного велосипедиста сгонять за водой на велосипеде за небольшую символическую плату. Отзывчивый паренек привез нам две пятилитровые бутылки с водой, хотя, как я понимаю, это было совсем непросто – везти под горку по грунтовой дороге на каждой стороне руля неудобные емкости весом по пять кг. Ну как бы то ни было, мы рассчитались, и поблагодарили, дополнительно отдав всю мелочь, что была у нас в карманах.
     В 14:00 оставляем гостеприимный бережок и продолжаем путешествие. Поскольку мы уже перекусили возле магазина, у нас было намерение идти до вечерней стоянки. Однако через час ощущаем, что в лодке появилась вода. Я нахожу впереди себя под ногами маленькую дырочку, из которой вода струйкой толщиной в спичку льется в лодку. Вылезаем на берег, разгружаем лодку, вынужденно перекусываем еще раз.
     Между делом я чиню лодку. Оторвалось крепление шальфборта.
     В 17:15 (мск) проходим н.п.Мартьяново. В деревне два моста. На левом берегу, после второго моста, замечаем магазин с вывеской на стороне реки, значит для туристов водников. Но мы не останавливаемся, т.к. у нас все есть.
     В 17:30 вышли на Мартьяновскую дугу, река резко поворачивает влево. На правом берегу установлен щит и видна дорога, поднимающаяся вверх. По ней, согласно лоции, можно перейти к камню Переволочному. По суше здесь 100 метров, а по реке 5 км. Мы идем по воде.
     18:24 (мск) выходим из Мартьяновской дуги. Выхожу на берег в поисках стоянки, но хорошая стоянка на левом берегу, напротив камня Переволочного, занята туристами из Удмуртии, которые сплавляются от села Чусового до Кына на двухместной байдарке. Чтобы не становиться по соседству, идем дальше. Останавливаемся через 20 минут на правом берегу среди березок. Разбиваем лагерь, готовим ужин. На ужин салат: капуста, огурцы, помидоры, макароны с остатками утренней тушенки. Время 21:00 (мск), по местному 23 часа. Прохладно, температура +10 С. Отбой в 21:30 (мск).
     За день пройдено по лоции 35 км, по навигатору 39,1 км., максимальная скорость 13,5 км/час, средняя скорость движения 6,1 км/ час.


          

26 мая 2011 года. Четверг. 5 день сплава.
Река Чусовая. Камень Переволочный (95 км) –камень Паклин (133 км).
Встали рано в 6:30. Незабудка говорит, что ночью замерзла. Но я особого холода не ощущал. Утром солнечно. Росы почти нет. Температура +16 С. На завтрак геркулес. Пока готовился завтрак я чинил лодку. Вчера все-таки, как я не старался закрепить, оторвалась шляпка заклепки, соединяющей кронштейн фальшборта со шпаунготом. С помощью подручных средств выковырял остатки заклепки и соединил детали болтиком. Получилось не хуже.
     Наш Друг тем временем сбегал на камень Переволочный и сделал несколько удачных снимков с его макушки.
     Стали на воду в 9:00 (мск). В 10:10 (мск) подошли к камню Пещерному (102 км). По описанию, вход в пещеру расположен на высоте около 20 метров над водой. Пещера состоит из двух гротов (в рост человека), соединенных низким коридором. Общая длина пещеры 16 метров. Нужно подняться на вершину камня и оттуда по тропе спуститься к входу в пещеру. Мы поднялись наверх долго лазали со всех сторон искали этот вход. Вскоре тропа нашлась и даже не одна. Но пройти по ней я не рискнул, т.к. она метра три-четыре идет по узкому карнизу, а я боюсь высоты. Незабудка и Наш Друг побывали в пещере и даже сфотографировались в ней, но, к сожалению, впопыхах, фонарики мы с собой не захватили и поэтому рассмотреть все детали им не удалось.
     В 13:30 остановились на перекус, пройдя более 20 км. Перекус не хитрый: сало, лук репчатый, банка рыбных консервов, сушеные яблоки, хлеб. Наш Друг взобрался на камень Высокий (109 км), рядом с которым мы остановились. Высота камня 51 метр.
     К 17:00 (мск) подошли к н.п. Сулем. Высаживаемся. Поинтересовались у местных жителей, есть ли магазин. Оказалось, что в конце деревни на правом берегу есть палатка-киоск, где можно купить продукты. Незабудка и я пошли разыскивать этот киоск. Киоск действительно нашелся в самом конце деревни. Продавщица живет рядом, в доме на пригорке. Покупаем пиво, соль, консервы. Спиртного нет.
     Незабудка налегке возвращается к лодке, а я с продуктами спускаюсь по берегу чуть ниже, чтобы осмотреть музей под открытым небом. Конечно музей это звучит громко, но просто местные умельцы, из подручных материалов, металла, остатков сельхозмашин, как могли, постарались воздать должное прошлому своего родного села и советской власти. Из исторических экспонатов - слиток Демидовского чугуна, могильная плита коллежского секретаря М.В.Борисова умершего 1 декабря 1814 года на 68 году жизни, якорь и несколько лотов, использовавшихся для торможения барок при сплаве по Чусовой.
     На стоянку стали в 18:10 (мск), на левом берегу ниже н.п. Сулем, не доходя 2 км до камня Паклин (133 км). Сам берег топкий, но небольшая стоянка нашлась в отдалении на высоком месте с крутым подъемом. Посреди полянки лежит поваленная ветром береза. Наш Друг, с помощью подаренной ножовки, перепилил ее и мы оттащили ствол в сторону. На ужин уха из консервов. Дождя весь день не было. Тепло и солнечно. Вечером 20:30 (мск) по местному 22:30 температура воздуха + 14 С. За день прошли 38 км., максимальная скорость 15,8 км/час., скорость движения 6,6 км/час. Вечером поставил на зарядку аккумулятор фотоаппарата.


          

27 мая 2011 года. Пятница. 6 день сплава.
Река Чусовая. Камень Паклин (133 км) – урочище Кашка (160 км).
Подъем в 7:30 (мск).Ночь теплая. Утром температура воздуха + 17 С. Солнечно. День обещает быть жарким, облаков на небе нет. На завтрак рисовая каша, сдобренная топленым маслом, чай.
     Стали на воду в 9:00 (мск). Течение несет лодку со скоростью 3,6 км/час. На веслах, даже не упираясь - около 7 км/час. За полтора часа легко прошли 10 километров. В одном из ручейков, пополнили запасы воды, немного отдохнули.
     В 11:15 (мск) остановились на правом берегу у камня Толстик (143 км), т.к. увидели перед камнем хороший ручеек. Приятно в жару умыться и привести себя в порядок. Незабудка даже вымыла голову. Наш друг не упустил случая полюбоваться окрестностями с макушки камня, а я поднялся вверх по ручью побродить в лесной прохладе. Видел змею медянку.
     В 12:30 (мск) продолжаем путь. В 13:20 мы уже в Усть-Утке. Усть-Утка большое село, расположенное на правом берегу Чусовой. В селе два магазина, которые торгуют всякой всячиной. Различие в том, что один магазин имеет лицензию на торговлю спиртным, другой нет. Мы с Незабудкой побывали в обоих магазинах. В селе есть связь МТС. Незабудка позвонила родным, а у меня но почему-то СМС-ки не отправляются. Пришлось тоже позвонить. Но так или иначе, во втором магазине мы купили литр водки, 1 кг пряников, 1 кг лука репчатого, минералки и по 3,3 яйца на человека. Жизнь начинает налаживаться….
     В 14:35(мск) продолжаем путь и уже через тридцать минут останавливаемся на перекус. Перекус царский: сало, лук репчатый салатный, хлеб, консервы горбуша, салат из помидоров и огурцов, пиво. После такого обеда хочется подремать и не хочется грести. Берег каменистый, не отличается удобством. Поэтому мы садимся в лодку, отчаливаем и минут на тридцать погружаемся в дремоту, время от времени лениво шевеля веслами лишь только для того чтобы поправить курс лодки.
     В 16:40 (мск) подошли к н.п. Харенки. На правом берегу забор и щиты с надписью «Частная территория, выход на берег запрещен». На берегу большой дом с гаражом, коттеджи, баня, пирс. Потом из Интернета узнал, что это летняя резиденция губернатора Свердловской области. Далее вдоль берега один за одним следуют коттеджи рангом пониже. Мы гребли и одновременно не отрываясь смотрели на все это великолепие, повернув головы направо и открыв роты… Очнулись когда поняли, что гребем уже на берегу… Оказалось, что идя вдоль правого берега, мы попали в протоку, вода в которой попросту ушла в камни. На левом берегу, напротив губернаторской резиденции установлен памятник Акинфию Демидову с благодарностью от потомков (и от губернатора).

     
     В Харенках построены современный мосты, подвесной пешеходный и автомобильный.
     От устья реки Кашка начинается один из самых больших перекатов. Падение реки здесь заметно на глаз. Течение быстрое, при высокой воде существует опасность попасть на подводный камень. Прохождение переката в малую воду – отдельная история. Мы проходим перекат без происшествий и останавливаемся в 17:40 (мск) на правом берегу за перекатом. Стоянка чистенькая, оборудована столом, навесом. Около кострища скамейки. Вечером тепло, температура воздуха в 21:00 (мск) +20 С. Дождей в этот день не было. На ужин наши вкусы и кулинарные пристрастия разделились. Нам с Незабудкой гороховый суп с тушенкой, а нашему Другу концентрат картофельного пюре. В этот вечер поставил аккумулятор фотоаппарата на зарядку. В этом месте оказалось много клещей, после ужина снял с себя трех штук. В этот вечер долго сидели у костра, спать легли около 24:00 (мск), а по местному - в два часа ночи.
     Пройденное за день расстояние составило по навигатору 32,9 км, максимальная скорость 13,9 км/час.


Перейти к 2-ой части дневника


Комментариев нет:

Отправить комментарий